Совместная статья двух главных редакторов ведущих оппозиционных газет, А.Проханова и В.Чикина "Операция "КРОТ" вызвала шок. В течение четырех дней — никакой реакции, никаких комментариев. Хотя, кажется, впервые со времен борьбы с троцкистско-бухаринским блоком, руководство КПРФ выступает со столь резкой критикой одного из вождей оппозиции. Причем основные претензии к вице-спикеру Думы, исполнительному секретарю НПСР Г.Семигину носят неидеологический, по сути — финансово-коммерческий характер, но рефреном звучит слово "заговор" и иллюстрацией к статье на официальном сайте КПРФ выставлена знаменитая "Родина-мать зовет!"
Некоторые моменты статьи просто удивительны: "Удачливый бизнесмен (Семигин — авт.), сделавший состояние в период "хищнического первоначального накопления капитала", близкий в то роковое время к Гайдару, Чубайсу и другим "реформаторам", он, по его утверждению, разочаровался в губительных для страны "реформах", ощутил в себе "левые" настроения и сблизился с НПСР. Благодаря уговору, выгодному патриотам по финансовым соображениям, Семигин вошел в народно-патриотическое движение". То есть открыто признается, что Семигин "купил" себе место в списке КПРФ, затем приобрел и пост вице-спикера.
Дальнейшая история грехопадения Семигина еще более впечатляюща: "Несмотря на настойчивые требованию руководства НПСР, так и не был создан фонд финансовой поддержки движения, куда бы притекали спонсорские пожертвования, а затем распределялись в организации, исходя из их потребностей. Эти средства поступают сейчас, помимо несуществующего фонда, как бы из рук самого Семигина, что создает впечатление, будто бы областные организации НПСР и их лидеры "окормляются" из рук благодетеля, что ставит аппарат НПСР в личную зависимость от председателя Исполкома. А если учесть, что лидеры областных организаций НПСР являются, как правило, и секретарями областных организаций КПРФ, то возникает впечатление, что эти коммунистические организации находятся на финансовом содержании у Семигина. Это позволяет ему отчасти управлять политикой коммунистов на местах".
Не правда ли, напоминает претензии крупных акционеров к одному из держателей акций, приобретшему их с инвестиционными условиями, но систематически их не выполняющему? Однако речь идет не об акционерном обществе, а о крупнейшей политической партии. И все, что написано в статье Проханова и Чикина — по сути правда, и именно эта правдивость, именно эта откровенность претензий ошеломляет куда больше, чем рассказы о пломбированном вагоне, в котором Ильич прибыл в революционный Петроград, и о деньгах германского генштаба, которыми якобы была оплачена революция. Ведь здесь никаких "якобы", и деньги идут не от германцев, а как бы непосредственно от Керенского с Гучковым — в штаб большевиков.
Правда заключена и в том, что примерно к середине прошлого года финансово-промышленная группировка, которую привычно называют "семьёй", осознала, что крупнейшая политическая партия страны, КПРФ может быть захвачена по той же самой методе, по какой агрессивный российский капитал, ассоциирующийся с Дерипаской, Абрамовичем и иже с ними, захватывает наиболее привлекательные фрагменты отечественной промышленности. Да и чем принципиально КПРФ отличается от той же "Славнефти"?
Действительно, руководство КПРФ за последние годы само немало сделало для того, чтобы добиться максимальной централизации и управляемости всей российской оппозиции, фактически превратилось в монополиста по оказанию оппозиционных услуг населению. Весь этот процесс потребовал "выстроить" КПРФ-НПСР таким образом, чтобы управляемость системы была практически абсолютной. Из руководства оппозиции последовательно выдавливались наиболее яркие, и, как следствие, наименее управляемые фигуры. Фактически сегодня КПРФ представляет из себя ничто иное, как вертикально интегрированную корпорацию, то есть структуру... идеально подготовленную к приватизации. И приватизаторы не замедлили объявиться. Причем те же фигуры, что и в других местах.
Заявление Проханова и Чикина, направленное формально против Семигина, на самом деле отражает некий объективный процесс в партии, связанный с переоценкой происходящих в стране событий.
Если в последние 10 лет совершенно объективные противоречия в среде право-левой оппозиции удавалось преодолевать благодаря общей иррациональной надежде на восстановление Советской власти, восстановление СССР или хотя бы на получение власти в стране легитимными путями, то сегодня такая надежда явно угасла. В России произошла реставрация капитализма в самом натуральном виде, и не замечать необратимости изменений давно уже невозможно.
Поскольку возвращение утраченного социализма коммунисты традиционно связывают с возвращением роли партии, то очевидно становится и несоответствие сегодняшней структуры оппозиции (и КПРФ как ее "базового элемента") целям и задачам, которые ставятся перед партией. В последние 10 лет КПРФ тщательно оберегала все, что досталось ей от КПСС, пытаясь сохранить это наследство по максимуму. Однако КПСС в тот период, который еще помнят нынешние коммунисты, представляла собой надгосударственное, постиндустриальное образование, способное более-менее эффективно управлять социальными и экономическими процессами на пространстве одной третьей части планеты. КПСС последнего советского периода прошла эволюцию от марксистских кружков до "руководящей и направляющей" и вернуть ее обратно в период первоначального накопления капитала было просто невозможно, не разобрав ее по винтику. Как невозможно более сложным прибором решать примитивные задачи, например, микроскопом заколачивать гвозди.
Тем более, что разнополюсная структура оппозиции, в условиях, когда единое чаяние постепенно теряется, предполагает и наличие нескольких центров целеполагания. Скажем, последовательные, ортодоксальные коммунисты в условиях происходящего социо-культурного регресса, который переживает страна, начинают возвращаться к кружковым схемам работы, что требует не усложнения, а, наоборот, упрощения партийной структуры — партия как бы должна будет повторить вслед за всем обществом его регрессный путь.
Отражением общей социо-культурной деградации общества является и присутствие в "правой" части НПСР монархистов, православных ортодоксов и им подобных — естественно, для адекватного их представительства партии пришлось бы демонтироваться до уровня охотнорядских мясников начала 20-го столетия. Однако эта составляющая в оппозиции присутствует, и, несмотря на небольшую численность, весьма громко заявляет свои позиции. Не случайны поэтому маневры вокруг отношения коммунистов и религии, выливающиеся порой в совместные заявления лидеров КПРФ с экзотическими группами, проповедующими в том числе, открытый антикоммунизм и антимарксизм. Как не вспомнить и выступление Г.Зюганова на так называемом Всемирном русском народном соборе в храме Христа Спасителя, итоговое заявление которого, по сути, оправдывало все то, с чем, формально, КПРФ борется вот уже второй десяток лет. "Экономические реформы, - говорится в итоговом "Соборном слове",- по убеждению многих, преодолели крайности прежнего хозяйственного уклада, который оказался неэффективным. Люди получили возможность проявлять инициативу, устремляясь к созиданию лучшей жизни для себя и для других" .
Менее ортодоксальная часть руководства партии, настроенная на парламентские формы ведения борьбы, неизбежно будет скатываться к социал-демократизму, буржуазному парламентаризму и, как следствие, к иному перерождению партии, что мы сегодня наблюдаем. По сути, именно эта, руководящая, но не направляющая часть оппозиции и является субстратом приватизации партийного "брэнда". Любые маневры, любые абсолютно беспринципные договоренности эта, на сегодня стержневая часть партии воспримет с пониманием. Именно они регулярно получали зарплату у Семигина, причем в количестве около 500 ставок. Если завтра им предложат получать зарплату у Березовского, то они вполне адекватно отнесутся к Березовскому. Или Абрамовичу. А если зарплата будет на 100 рублей больше, то перемены будут восприняты даже с восторгом.
И есть так называемая низовая "партийная масса", которая, на самом деле, уже осознав невозможность возврата социализма, не хочет вообще никаких перемен. Любые перемены ее травмируют, и травм этих было очень много за последние годы. Сегодняшняя КПРФ — это лишь иллюзия КПСС, но они согласны на иллюзию. В этой инертности партийной массы также заключен залог успешной приватизации "брэнда" КПРФ. Эта масса отторгает от себя любую информацию, которая может ее травмировать. Она согласна все острые и нетривиальные вопросы комдвижения отнести на предмет "непознаваемого" и полностью передоверить их толкование вождям, в обмен на поддержание вождями иллюзии партии.
В каком-то смысле ситуации в КПРФ сегодня повторяет положение в первых христианских общинах начала 1 века новой эры, и не случайно компартия, во многом интуитивно, идет на сближение с православной церковью. До того момента, пока живы были те, кто видел Иисуса (или те, кто видел тех, кто видел), священное Писание было еще священным преданием, и слова о том, что сидевшие рядом с Христом живыми войдут в его Царство, воспринимались буквально. Можно сказать, что первое поколение христиан ожидало второго пришествия с минуты на минуту и не нуждалось ни в толкованиях, ни в объяснениях. Когда же умер последний, кто видел (или видел того, кто видел), стало ясно, что буквального понимания недостаточно, и появились святоотеческие писания — канонические толкования непознаваемого. То есть потребовались усилия по сохранению иллюзии, и какая разница, относятся эти иллюзии к чаянию "воскресения из мертвых и жизни будущего века" или восстановления социализма и Советской власти в отдельно взятой стране? В любом случае, этот "иллюзион" значительно комфортней в психологическом плане, чем реальная борьба, неважно, за обретения Царствия Божия или за коммунизм. Как и в темные Средние века, так и в недавнем советском прошлом лишь единицы шли на радикальные действия, будь то монашеская аскеза или работа в марксистском кружке.
Однако к середине прошлого года, когда определенные круги, в просторечье называемые "семьёй", окончательно пришли к мысли приватизировать "иллюзион" КПРФ, и тем самым сместить политическое равновесие с другими политическими игроками в свою пользу, противная сторона, условно обозначаемая как "питерские чекисты", аналогично пришла к выводу о желательности такой приватизации.
Правда, обладая административным и финансовым ресурсом, конкурирующая питерская группа во-первых, спохватилась поздно, когда "семья" уже проделала большой путь, внедрив своих или перекупив партийных "купцов". Во-вторых, у "питерской" группы существуют традиционные кадровые трудности, то есть им пришлось привлекать к своим планам специалистов извне. Так, собственно, появился феномен Березовского в коммунистическом движении.
На самом деле, в "феномене Березовского" доля самого Бориса Абрамовича процентов так 20-25, да и то по обыкновению не вполне со своими деньгами. Да в одиночку ему было бы и не по силам конкурировать с "семьёй", которая на сегодня контролирует едва ли не половину российской экономики. К проекту подключены еще не менее трёх олигархических структур, и задача-минимум, поставленная перед ними, точно сформулирована в статье Проханова и Чикина: "необходимо как можно скорее "отключить" Исполком и его главу Г.Ю. Семигина от влияния на политику НПСР и КПРФ". На сегодня эта задача решается силами группы привлеченных специалистов. Это позволит Г.Зюганову сохраниться в роли лидера КПРФ и продолжить "иллюзион", фактически, также с кремлевским финансированием. Разве что раньше финансирование шло через Спасские ворота, а теперь — через Боровицкие. Это даст возможность Б.Березовскому вернуться в российскую политику, но уже не как "кремлевскому диссиденту", а как пусть и младшему, но партнеру Кремля в его "питерской" составляющей.
Если вернуться к раннехристианским аналогиям, то Зюганов сегодня претендует на роль апостола Павла, фактически создавшего Церковь на базе разрозненных общин, находящихся в разочаровании от неслучившегося небесного царства. В случае победы Семигина... Ну, пожалуй, это можно сравнить с тем, что на месте Павла оказался бы получающий финансирование от Синедриона Иуда Искариот. Как мы знаем теперь, структура, заложенная Павлом, оказалась не без "родимых пятен". Но лучше ли была бы Церковь Иуды?..
Но по совести сказать, вся ситуация выглядит как-то очень уж нехорошо. Неприлично. Революцию нужно делать чистыми руками, а подобные истории, что ни говори, а пачкают руки революционеров. Если, конечно, не руководствоваться тезисом о том, что лимит на революции Россия исчерпала...
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.