Нет, они не инопланетяне, или почему наши дети и внуки так не похожи на нас

Пришло письмо от читателя, которое хотелось бы обсудить в широкой аудитории. Автор — семидесятидвухлетний москвич (он просит не называть его фамилию) — пишет: "Когда я смотрю на своего четырнадцатилетнего внука, мне иногда кажется, что он какой-то инопланетянин, — так он не похож на мать, на меня, на свою бабушку. Нет, он вообще-то неплохой парень, грех жаловаться: прилично учится, посильно помогает матери — моей дочери — по хозяйству, и даже в его грубоватом обращении ко мне "дед" я порой чувствую привязанность... Но его одежда, этот свитер с висящими рукавами, джинсы с дырками на коленях, две серьги в одном ухе, его речь со всеми этими "прикидами" и "приколами", его взгляды и то, что все мои мысли и суждения вызывают у него насмешку, — все это делает его настоящим инопланетянином в нашей семье...

Глядя на внука и его приятелей, проходя мимо шумных компаний подростков, я не могу отделаться от вопроса: откуда они взялись, эти странные, самоуверенные и невежественные юнцы? Кто сделал их такими?".

Спорить с автором письма не приходится. То, о чем он пишет, наверняка знакомо большинству читателей, у которых есть внуки. Единственное, с чем я не могу согласиться, — это с вопросом "Кто сделал их такими?". Мы так привыкли во всем искать виновных, что спокойный взгляд на вещи, попытка найти объективное объяснение даются нам, к сожалению, с трудом. Конечно, куда проще сказать, что во всем виноваты телевидение, американские фильмы, школа, рыночная экономика, правительство, чем постараться понять причину так пугающе расширившейся пропасти между отцами и детьми, не говоря уже о внуках.

А пропасть эта, между прочим, была всегда. Сто сорок лет тому назад И. С. Тургенев написал свой знаменитый роман "Отцы и дети", в основе которого была именно эта пропасть между поколениями. Да что Тургенев! В одном из древнеегипетских папирусов автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи и что мир поистине рушится.

Другое дело, что в прежние времена изменения в человеческом обществе происходили неизмеримо медленнее, чем сейчас. Шли годы, столетия, тысячелетия, а жизнь наших далеких предков почти не менялась. Отцы и деды были хранителями знаний и навыков, которые передавались из поколения в поколение и которые были жизненно необходимы подрастающим детям. Как разжечь и поддерживать огонь, как найти съедобные коренья, как загнать зверя в ловушку, как отбиться от нападения враждебно го племени — все это было вопросом жизни и смерти для тысяч и тысяч поколений. Они сменяли друг друга, а существование их не менялось или почти не менялось. Из года в год, из столетия в столетие, из тысячелетия в тысячелетие люди жили в постоянных поисках пищи, в страхе перед стихиями, хищниками, болезнями, врагами и меньше всего думали о прогрессе.

Мы вообще плохо представляем себе, что, по меркам истории, относительно быстрые изменения в человеческом обществе начались совсем недавно. Известный американский астроном и популяризатор науки Карл Саган приводит в своей книге "Драконы Эдема" любопытную таблицу, в которой всю историю Земли он мысленно спрессовал в один год. Взглянув на эту таблицу, видишь, например, что динозавры вымерли 28 декабря, а человекоподобные существа появились в 22 часа 31 декабря. Первые династии в Шумере и Египте возникли в 23 часа 59,5 минуты, а эпоха Возрождения в Европе началась меньше чем за одну десятую секунды до полуночи 31 декабря. Вся новейшая история вплоть до наших дней уместилась в одну сотую секунды.

Изучая влияние убыстрившегося хода истории во второй половине ХХ века, американские психологи даже ввели термин "шок будущего". Это чувство смятения, беспомощности, дезориентации, которое охватывает людей, когда их психика перестает поспевать за чересчур стремительными изменениями в обществе, в технологиях, в нравах и обычаях...

А ведь в Америке в восьмидесятых годах прошлого века, когда появился термин "шок будущего", ничего особенно драматического не происходило. Что же говорить о нас, когда за одно десятилетие — неуловимое мгновение по меркам истории — мы пережили ряд потрясений: сменились экономическая формация, политический строй, исчезла привычная страна. Это не просто шок будущего, это супершок. Приходится только удивляться душевной стойкости, которая позволила людям выстоять перед таким историческим цунами.

При этом я вовсе не хочу сказать, что раньше в Советском Союзе все было плохо, и уж подавно не стану утверждать, что все в нем было прекрасно. Но перемены, произошедшие за последнее десятилетие, грандиозны.

Совершенно очевидно, что мы, старшее поколение, связаны с нашим прошлым гораздо больше, чем нынешняя молодежь. Даже лет тридцать назад мой младший сын, читая "Золотого теленка" Ильфа и Петрова, спросил меня, что значит фраза: "Лишенка, вы потеряли талон на повидло"? Он уже не знал, что лишенцами называли в двадцатых годах тех, кто был лишен избирательного права, и что продукты давали по карточкам.

Чего ж удивляться сегодняшним ребятам, которые не представляют, что такое очереди за продуктами, не видели грандиозных демонстраций на Красной площади, не были ни пионерами, ни комсомольцами и не испытывают страха перед соседями или сослуживцами, которые могли "стукнуть" на тебя, если скажешь что-то не то. Они не читали книг, которые читали мы, они даже не знают, что есть такие поэты, как Андрей Вознесенский или Евгений Евтушенко, — наши кумиры и властители душ. Им трудно представить, что комсомольские организации отчаянно боролись против модных брюк-клеш (а потом и "дудочек") и мини-юбок.

Конечно, многие фильмы, и американские и наши, глупы, бездарны и переполнены сценами насилия. Конечно, телепрограммы, вроде "Окон", пошлы и непроходимо тупы. Но никто ведь не заставляет ни нас, ни наших внуков часами сидеть перед "ящиком".

К тому же, дорогие бабушки и дедушки, они умеют и знают то, чего не знаем и не умеем мы. Посмотрите, как вольно чувствуют они себя в Интернете, как ловко управляются с компьютером.

Так что не нужно искать виновных в том, что дети и внуки не похожи на нас. Просто они живут в другое время, в другую эпоху. А кто лучше, мы или они, — вопрос, на который никогда не будет однозначного ответа. Даже у наших потомков. История вообще гораздо субъективнее, чем нам кажется. Например, для одних историков царь Иван Грозный — чудовище, человек, который, разгромив Великий Новгород, сажал его жителей тысячами на кол, травил медведями, колесовал и четвертовал. Для других же — мудрый правитель и образцовый собиратель земли Русской.

Спорить, какая точка зрения правильна, — бессмысленно. Правы и те и другие, все зависит от того, что больше ценит человек: чтобы его страну боялся весь мир или личную свободу.

Нет, наши внуки не инопланетяне. Они просто очень не похожи на нас, тех, кому за 60. Наши корни в другой эпохе, другой стране. Если они для некоторых из нас инопланетяне, то мы для них в лучшем случае — странные старики, которые ничего не понимают в современной жизни и всего боятся.

Что же делать, чтобы хоть как-то сузить ров, разделяющий нас? Прежде всего, нужно набраться терпения и научиться уважать взгляды и нравы наших внуков, какими бы чуждыми они нам ни казались. Это, разумеется, трудно и, к сожалению, не в наших традициях, ибо терпимость к инакомыслию никогда не была сильной стороной нашего национального характера. Трудно, но необходимо. Хотя бы потому, что другого не дано.

Тем более, что мальчики и девочки, как известно, со временем вырастают и становятся гораздо более уравновешенными во взглядах и поступках. Так было всегда, так было, между прочим, с нами и будет с нашими внуками.

Это наши дети, которым принадлежит будущее, и их нужно любить. Не воевать с ними, а любить. Попробуйте, это помогает.

Е. Кореневская, Наука и жизнь

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить