Недавно по телеку показали очередное ток-шоу. Тема – защита отечественного производителя. Идея – ограничить импорт, который нынче давит наше мясо, молоко и прочее содержимое российского стола и холодильника. Отстаивали эту идею двое: депутат Государственной Думы и директор совхоза. Директор объяснял ситуацию, депутат поддерживал.
Аргументы, в общем, были известные: зарубежный торговец гонит в Россию дешевую продукцию, сбивая цену нашим аграриям. Они не выдерживают конкуренции с датским сыроваром или новозеландским маслоделом, отечественное мясо вытесняется аргентинским. Что уж говорить о пресловутых "ножках Буша", из-за которых то и дело прогорают наши птицефабрики.
И нужно в корне изменить отношение к пищевому импорту: убедительно объяснить населению, что настоящий патриот, озабоченный будущим родины, просто обязан покупать только российское.
Не знаю, как другим телезрителям, а мне защитники отечественного производителя очень понравились. Оба, и директор, и депутат. Молодые, подтянутые, в костюмах по фигуре, в красивых галстуках и модных туфлях. Немного смутило лишь одно: костюмы на них были импортные, галстуки импортные, туфли импортные.
И на ток-шоу, готов биться об заклад, они приехали на импортных автомобилях. Почему уверен? Да потому, что ни одного директора или депутата на родимой "Оке" или "Ладе" я ни разу не встречал. Более того, даже директор ВАЗа рассекал родные просторы на очень дорогой иномарке.
А о депутатах и говорить нечего: мало того, что лидер любой фракции утюжит Москву на "Мерседесе", так и охрана шпарит спереди и сзади на сверкающих иномарках с "мигалками". Почему так? Почему нас они призывают к патриотизму, а сами не патриоты?
Не знаю, чья тут вина. Скорей всего, моя. Это я не сумел убедительно объяснить высокопоставленным соотечественникам, что национально ориентированный директор или депутат просто обязан использовать для передвижения исключительно родные колеса.
Моя совесть в этом плане почти чиста: за свою жизнь я сменил то ли восемь, то ли десять машин, и все они были "Жигули", от "копейки" до "десятки". Кстати, почему сменил так много? А – ломались быстро. Через два года машина начинала разваливаться, а к четвертому году проржавевший кузов превращался в решето.
Последней судорогой моего автомобильного патриотизма стало приобретение шикарной "десятки". В первый же час, едва выехал из салона, на ней отвалился шланг системы охлаждения, на второй день отлетели оба дворника. При том что с меня взяли дополнительные деньги за предпродажную подготовку!
Где еще, в какой невезучей загранице, абсолютно новую машину дополнительно готовят к продаже? Короче, пару лет назад я сам впал в космополитический уклон: купил самую дешевую "японку", "Ниссан Альмеру".
Какой к ней прилагается набор инструментов, понятия не имею – ни разу не пришлось ничего чинить. Так что радетелей за отечественный аграрный сектор я вполне понимаю – неохота ездить на ведре с болтами.
Между прочим, наши автостроители тоже требовали от государства придавить импорт – мол, иначе отечественные "тазики" не выдерживают конкуренции. Любопытно, какой компьютер предпочитают директора автозаводов: американский или пошехонский? Но это я, извините, отвлекся.
Так вот директор совхоза требовал, чтобы за мясомолочную продукцию ему платили справедливую цену. Справедливая, это какая? Подешевле? Подозреваю, наоборот – подороже. Мол, пусть государство даст ему денег, тогда он зальет пол-России молоком. Тут я бы директора, пожалуй, поддержал: пусть даст.
Но вот какое у меня сомнение – где эти самые деньги государство возьмет? Ведь государство - это всего лишь управленческий аппарат, полтора или два миллиона российских чиновников. Никакого иного государства у нас нет. И это государство ничего не производит и, соответственно, ничего не зарабатывает.
Оно просто берет деньги у граждан, в том числе, у меня, и распределяет по разным нуждам. На армию, на милицию, на медицину, на школу, на собственное содержание – это не тронь, это святое! Ну, и на прочие потребности. И выходит, что во имя справедливой цены чиновник должен забрать деньги у меня и отдать директору, чтобы он мог достойно конкурировать с зарубежным производителем.
Но как быть, если тогда я никаким образом не смогу конкурировать с зарубежным потребителем? И цена, которую директор совхоза сочтет справедливой, для меня будет просто грабительской. Не получится у меня платить за пакет молока вдвое дороже, чем платит
И наши нищие старики много лет сметают с прилавков пресловутые "ножки Буша" не потому, что преклоняются перед американскими империалистами, а просто потому, что на свой родимый антрекот не хватает тех самых пенсионных денег, на которые нынче положил глаз директор совхоза.
Недавно мне позвонил приятель, фронтовик, инвалид войны. Со всеми своими фронтовыми и инвалидными надбавками он получает около десяти тысяч – по нашим временам, завидная пенсия. Но треть ее уходит на квартплату, треть на лекарства.
Как думаете, при самой яростной пропаганде отечественной пищи проявит он потребительский патриотизм? Не проявит – пойдет на оптовый рынок и купит, что по карману. И его ли вина, что импорт у нас, вопреки всем законам Божеским и человеческим, дешевле отечественной продукции?
Я бы очень хотел, чтобы директор с депутатом объяснили мне, как это получается: мясо везут в Москву через полпланеты из Аргентины, и после всех дорожных расходов оно оказывается дешевле нашего домашнего?
Так, может, выход не в том, чтобы требовать от правительства запретительных тарифов на дешевый импорт, а от пенсионеров - мясомолочного патриотизма, а в том, чтобы лучше работать?..
Но, боюсь, столь примитивная рекомендация не устроит ни директора, ни депутата.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.