Приближается 1 сентября, ежегодный праздник-забота. Кто-то начинает новый учебный год, кто-то – очередной. Хлопочут родители, с лёгкой ностальгией вспоминая свои первые сентября. И опять вопрос: что надеть?
Моё поколение успело походить и в коричневых платьях с чёрными будничными и белыми праздничными фартучками, а мальчики – в серых штанишках и курточках, и в ненадолго введённой новой форме, и в свободной, "мирской" одежде.
Сегодня учащиеся российских привилегированных школ часто носят свою особую форму, различающуюся в разных заведениях, – так же, как в Америке и Европе, а ученики школ обычных ходят кто в чём и кто как.
И до сих пор существуют как приверженцы школьного дресс-кода – единой формы, – так и его противники. Не буду приводить аргументы тех и других, замечу только, что в принципе дресс-код имеет смысл. Он отличает служащих данной фирмы от посетителей, работников магазина – от покупателей, одновременно исполняя интегрирующую и дисциплинирующую функцию.
Милиционер и военный в штатском чувствуют и ведут себя иначе, чем тогда, когда облачены в форму. Школьная форма тоже задаёт манеру поведения, предписывает соответствующие занятия и взаимоотношения.
Я училась в спецшколе, где большинство учеников имели достаточно состоятельных родителей, многие работали в ЦК партии. Конечно, та "состоятельность" не идёт ни в какое сравнение с нынешней, богачей тогда среди наших родителей не было. Однако показателен один случай.
На родительском собрании классная руководительница устроила гневный выговор одной маме – а мама эта была, между прочим, знаменитым академиком – за то, что её дочь ходит в школу в неприлично дорогих туфлях – за 40 рублей.
В то время как остальные девочки носят обувку за 3 рубля. Мама признала свою вину, сказав в оправдание: ну нет у меня времени искать трёхрублёвые туфли, вот и купила дочери то, что не дефицитно.
А другая учительница, заметив, что ученица пришла в школу с серёжками в ушах, высказалась грубо, но именно поэтому таких казусов более не случалось. Девочка действительно училась плохо, и учительница проартикулировала при всём классе: конечно, когда в голове ничего нет, приходится цеплять что-то на голову.
Ну ладно, у нас объявлена свобода. А раз свобода – можно без формы, мы как-то объелись единообразием, хочется быть индивидуальными. Однако зачастую получается, как в "Собачьем сердце" Булгакова: я понимаю – свобода; но почему свобода требует пакостить в подъездах и воровать калоши?
В нашем случае: свобода ли это – ходить девочкам в школу с килограммом макияжа на лице и открытыми пупками? С кольцом в носу и на умопомрачительных шпильках? А мальчикам – в жёваных штанах, которые и брюками-то назвать затруднительно, с обязательной мотнёй между ногами?
Когда-то за "бесстыдство" осуждали обтягивающие джинсы, но нынешняя мода на приспущенные на бёдра штаны и бесформенные пузыри между ляжками, по-моему, просто безобразна. Ладно, спишем эту деталь на мою отсталость и обветшалость.
И вот идёт такое чудо в школу в застиранной майке с какой-нибудь гордой надписью на груди вроде Fuck you. Хорошо, если эта стыдобища бывает прикрыта джемпером, но так, однако, чтобы майка непременно была длиннее джемпера и получалась бы, как говорила моя бабушка, "из-под пятницы суббота".
Ладно, пусть и не будет формы, раз свобода. Но одежда – не пустяк. Она, как было уже сказано, задаёт манеру поведения и тип занятий, настроения и взаимоотношения. Ты пришла в университет в роскошном бюстгальтере, процентов на 80 видном в вырезе блузки, с голым животом и в юбке незаметной длины? Вон!
В таком настроении ты не услышишь, что такое культура и чем она отличается от цивилизации, ты ничего не поймёшь в Шпенглере и Питириме Сорокине, и кантовская трансцендентальная апперцепция минует твоё ухо, на котором раскачивается огромное колесо цыганской золотой серьги.
И пусть мне, преподавателю, предстоит неприятный разговор с деканом на тему о недопустимости унижения девичьей чести путём выставления в коридор с лекций, пусть – покиньте аудиторию, мадемуазель!
Ложка хороша к обеду, а яичко – к пасхальному дню. Есть такое понятие: уместность. И ему следует обучать с младых ногтей. Обучать тому, что неуместно одеваться в школу, как на улицу, когда ты идёшь в компанию сверстников, – вы там готы или эмо, неважно, вот туда ты такой и ходи. А в школу, будь любезен, – иначе. И "ирокез"
Обучать тому, что в университет неприлично одеваться, как на пляж. И без всяких "почему", "у нас свободная страна", "как хочу – так и хожу". Обучать тому, что непристойность распознаётся, прежде всего, по неуместности – с первого взгляда. И хорошо бы – с первого класса. А ещё лучше – начиная прямо с детского сада, малышовой группы.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.