Солгать или не солгать? Этот вопрос постоянно мучит нас при опоздании на работу. Или когда нужно прогулять – заполучить выходной на неделе, чтобы заняться собственными делами. Юрий Деточкин начальству лгал. "Внезапная хворь" кого-нибудь из его близкой и не очень родни могла отправить героя в любой конец страны.
Очень многие, как и герой культового фильма "Берегись автомобиля", время от времени обманывают руководство. Причины просты: убедительно поданная легенда про смертельно больную тетю проймет начальство сильнее, чем правда о прилетающей на денек подруге…
А уж про застрявший лифт, внезапно потекшую трубу и сломавшийся кран на кухне сочинено столько, что бедолаге-правдолюбу, просидевшему в пресловутом обесточенном лифте пару часов, начальство просто не поверит!
По данным опроса социологического центра кадрового агентства HeadHunter, всегда говорят правду только 25 процентов офисных сотрудников. Остальные 75 процентов лгут на службе, чтобы предотвратить или сгладить конфликты и быстрее решить проблемы – как свои собственные, так и производственные.
Несколько раз в неделю врут 16 процентов респондентов, один или несколько раз в месяц говорят неправду 23 процента опрошенных. А 9 процентов считают ложь панацеей почти от всех проблем и обманывают окружающих по несколько раз в день.
"Своим" - коллегам и начальству - россияне наиболее часто врут по поводу прогулов или опозданий на работу. 35 процентов опрошенных придумывают истории - от полуправдивых до самых невероятных. Часто толкает на ложь в кругу "своих" желание поддержать хорошие отношения с коллективом.
30 процентов опрошенных ради этого могут, например, сделать необоснованный комплимент внешнему виду сослуживца. Частенько офисные работники бывают нечестными и относительно выполнения своих профессиональных обязанностей.
Читайте также: Как распознать супружескую ложь
Так, 22 процента респондентов на ходу выдумывают причины, по которым поставленные начальством задачи до сих пор не выполнены или не выполняются, 13 - завышают свои показатели и успехи, а 10 - предпочитают "не замечать" пришедших писем от начальства или клиентов, "не слышать" звонка и так далее.
"Причина лжи на работе – страх или лень, - рассказала "Правде. Ру" психолог Лариса Коклеева. – Прикрывая их, сотрудник и сочиняет так называемые отмазки. Работодатель обычно об этом знает и относится к неискренности подчиненных, как к чему-то само собой разумеющемуся.
Неписаный набор отмазок сформировался давным-давно. Для опозданий он универсальный, для причин, касающихся невыполненной работы, – зависит от ее специфики. Крайне редко человек действительно оказывается в необычной ситуации, когда правдивому объяснению могут просто не поверить.
К тому же оно может быть связано с рассказом о чем-то глубоко личном, интимном. И тогда человек прибегает к стандартному набору заведомо ложных причин, которые есть в арсенале у большинства из нас. Начальство, кстати, прекрасно это понимает. Однако нередки люди, опаздывающие хронически.
Обычно они становятся притчейво языцех у всего коллектива, а их оправдательные истории – объектом шуток, а то и насмешек. Многие руководители на подобные враки просто закрывают глаза, чтобы не сформировать у подчиненного синдром провинившегося школьника и не усугублять проблему.
Опоздавший или прогулявший в благодарность принимается за работу с утроенной силой – ко всеобщему благу. Гораздо больше работодателя могут раздражать те, кто, прикрываясь ложью, занимается своими делами в ущерб должностным.
Зачастую такое вранье заканчивается плачевно. Терпение начальства лопается, и сотрудника просят освободить занимаемое место".
"Чужим" – клиентам и партнерам – российские граждане тоже врут весьма охотно, но по другим причинам: чтобы лучше продать результаты своего труда.
Читайте также: Шпионские тайны: как "раскалывают" современных разведчиков
Исследование компании Superjob свидетельствует, что 51 процент из трех тысяч опрошенных россиян подозревают во лжи работников торговли - продавцов-консультантов, рыночных торговцев, менеджеров по продажам и прочих.
Они и сами этого не скрывают: только 17 процентов из опрошенных продавцов товаров повседневного спроса заявили, что всегда говорят правду. Много лжецов также в маркетинге, в транспортной сфере, в логистике, среди рекламщиков и в шоу-бизнесе.
"Привычку быть нечестным человек может сформировать из-за специфики профессии, - говорит Лариса Коклеева. - Так, маркетологам и рекламщикам свойственно приукрашивать достоинства продукта, который они продвигают на рынке. Этим продуктом в современном мире часто выступает человек.
Например, кандидат на выборную должность, начинающая певица, неизвестный ресторатор и прочее. Недаром Бисмарк говорил, что никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов. Часто в неискренности подозревают представителей мира богемы, особенно артистов. Действительно, понять, правдивы ли они, бывает сложно".
Всего исследователи опросили 3 700 человек. Социологи указывают, что их опрос изначально был построен на доверии к ответам респондентов. Но ведь человек может сказать "да, я не лгу", солгав при этом.
"Этот парадокс является основанием для сомнений в соответствии выводов исследования реальному положению дел, - продолжает Коклеева. – Ведь когда вам говорят, например: "Я лгу только в 40 процентах случаев" – как вы будете истолковывать фразу?
Правдив ли с вами автор реплики именно сейчас? Самим себе мы разрешаем лгать, а вот слова окружающих в большинстве случаев принимаем за чистую монету. В этом и заключается феномен лжи.
Его очень точно сформулировал Ларошфуко: "Когда нам удается перехитрить других, они редко кажутся нам такими дураками, какими мы кажемся сами себе, когда другим удается перехитрить нас".
Так что реальная картина может быть иной. А всем любителям отмазок следует помнить о феномене лжи. Неправда, как известно, помогает всего лишь раз, а потом только мешает.
Читайте самое интересное на главной странице сайта
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.