Сокровища генерала

Секретные поиски сокровищ генерала Ямаситы — Японского военного преступника
В начале мая 1992 года агентство Рейтер сообщило, что некто Соло Лейковиц, ветеран израильской армии, а ныне бизнесмен, работающий на Филиппинах, берется с группой товарищей, тоже ветеранов, разыскать сокровища японского генерала Томоюки Ямаситы, которые, по слухам, зарыты где-то в окрестностях Манилы и представляют собой золотые слитки стоимостью 8 миллиардов долларов. Что же это за клад?

Генерал-лейтенант Томоюки Ямасита, Малайский Тигр, Покровитель Сингапура, был ключевой фигурой в военных действиях во время Второй мировой войны. Именно он разработал технику ведения боевых действий в джунглях, что принесло успех японцам в Азии и на Тихом океане и помогло императорской армии установить железный контроль над этим регионом. В 1944 году Ямасита был послан на Филиппины подготовить оборону против ожидавшегося нападения генерала Дугласа Макартура. Но Ямасите пришлось заняться более важным делом. Его солдаты вместе с заключенными из Кореи, Тайваня, американскими военнопленными и местными рабочими рыли ямы и туннели. Предполагается, что они прятали золотые слитки и драгоценные камни, награбленные японцами в Бирме и Малайе, в Маньчжурии и на островах Новой Гвинеи. Огромные богатства, оцениваемые сегодня в 200 миллиардов долларов, якобы были спрятаны в 172 местах, в том числе в горах филиппинского острова Лусон, на дне залива Калатаган (в 112 километрах к югу от Манилы), а также в катакомбах форта Сантьяго, испанской цитадели XVI века, расположенной в самом сердце старой Манилы.

После того как секретное задание было выполнено, всех принимавших участие в захоронении сокровищ пленных и местных рабочих расстреляли. Местонахождение кладов знал, только Малайский Тигр. Однако тайну эту он унес с собой в могилу: в 1946 году Ямасита был повешен как военный преступник в провинции Лагуна.

Японские специалисты-историки и бывшие сослуживцы Малайского Тигра поднимают на смех историю клада, но легенда живет уже полвека. Ее подогревают отдельные находки, любители приключений, время от времени приезжающие на Филиппины.

В конце войны среди жителей Манилы ходили по рукам карты с указанием месторасположения сокровищ. В 1971 году молодой слесарь Рохемо Рохос получил от японских знакомых такую карту. Следуя ей, он семь месяцев раскапывал склон в пригороде Багио, где в свое время размещался штаб Ямаситы, и обнаружил старинные японские рукописи, много золотых слитков и золотую статую Будды весом две тысячи фунтов. С триумфом возвратился он в родной город, его фотография и снимки Золотого Будды заполонили страницы манильских газет.

Однако радость слесаря была недолгой. Ранним апрельским утром того же года шестеро стражей порядка с оружием во главе с начальником полиции города Багио явились к Рохосу и предъявили ордер на обыск. Рохоса обвинили в финансовых нарушениях и незаконном хранении оружия. Затем полицейские исчезли в ночи, прихватив с собой Золотого Будду...

Время от времени в печать попадают сведения о новых находках. Так, журнал “Ньюсуик” упоминает, что спустя десять лет после случая с Рохосом бульдозер наткнулся на россыпь драгоценностей, которые были оценены в три миллиона долларов.

Так существует ли клад генерала Ямаситы? На этот вопрос попытался дать ответ японский журнал “Сюкан синте”, приведя несколько любопытных свидетельств. Одно из них принадлежит бывшему майору японской армии Мацунобе, служившему в информотделе филиппинского фронта под началом Малайского Тигра.

“На последнем этапе войны, — рассказывает Мацуноба, — примерно с весны 1944 года, ситуация изменилась настолько, что уже трудно стало закупать провиант и другие необходимые для армии товары на циркулировавшие тогда на Филиппинах банкноты военного времени. Чтобы решить эту проблему, из Японии были отправлены золотые монеты мару-фуку.

Груз переправлялся только один раз — на специальном бомбардировщике, под прикрытием пяти истребителей. Я был сопровождающим офицером при этом грузе. Всего наша армия получила около 10 тысяч монет, каждая весом 35 граммов. Кроме того, в нашем распоряжении были серебряные монеты, которые мы захватили при штурме Манилы, — около десяти грузовиков. Когда началось отступление, мы уходили по горным тропам. Неизрасходованные монеты пришлось зарыть в пригородах Багио. Эту работу проделали солдаты интендантской службы”. По словам бывшего майора, в конце 1953 года он ездил на Филиппины и попытался отыскать мару-фуку в Багио. Однако клада на месте не оказалось. Очевидно, он был найден американцами с помощью металлоискателей.

Все остальные слухи о сокровищах генерала Ямаситы, приходит к выводу журнал “Сюкан синте”, не более чем досужий вымысел.

Так это или нет, но в 70-х годах на Филиппинах поиски клада велись одновременно в 260 местах. Как стало недавно известно, в 1975 году президент Филиппин Фердинанд Маркос провел секретную операцию по поиску сокровищ Ямаситы. В этой истории до сих пор еще не все ясно, и перед исследователями стоит нелегкая задача отделить факты от вымысла.

Орландо Дулай, бывший губернатор филиппинской провинции Кирино, отбывающий пожизненное заключение за участие в убийстве мирных граждан во время правления Маркоса, заявил японскому агентству “Даидаи цусин”: “Я видел своими глазами, как из клада извлекали драгоценные камни. Ими заполнили три грузовика доверху. Сокровища вынимали в основном ночью, под охраной филиппинских военнослужащих и под присмотром нескольких японцев — бывших офицеров императорской армии...”

Сенсационное заявление, но насколько оно достоверно? Сам президент Маркос до поры до времени молчал. Однако, когда над ним стали сгущаться тучи — были разоблачены финансовые злоупотребления, казнокрадство, взяточничество, многих стал интересовать вопрос, откуда у сына провинциального учителя, пришедшего в политику с весьма скромными средствами, такие огромные вклады в банках, — он заговорил: “В свое время я обнаружил клад Ямаситы, а в нем — Золотого Будду, он принес мне миллиарды...”

Сообщение ошеломило публику. Однако где было найдено сокровище, куда подевался Будда, осталось тайной. Сторонники Маркоса утверждают, что 10 миллиардов долларов, которые диктатор вывез в зарубежные банки, — это плод старательного кладоискательства.

Время от времени в газетах появлялись новые сенсации: обнаружен или вот-вот будет обнаружен клад Ямаситы! Публиковались фотографии, на которых ответственные лица наблюдали за бурильными установками и рабочими, тюкающими лопатами каменистый грунт. Все эти сенсации лопались как мыльные пузыри.

А им на смену выдвигались новые версии. Газета “Майнити дейли ньюс” сообщила: обнаруженные недавно на Филиппинах карты указывают, что львиная доля сокровищ, награбленных японцами на оккупированных территориях Азии, спрятана на дне залива Калатаган, в 112 километрах к югу от Манилы. По новым документам, на дне залива может находиться до 800 тонн золота на общую сумму 8 миллиардов долларов. Одновременно, по некоторым данным, в коралловых рифах Калатагана в водонепроницаемых ящиках, возможно, спрятаны некоторые бесследно исчезнувшие документы японской оккупационной администрации на Филиппинах и в ряде других стран Юго-Восточной Азии, включая списки насажденной там разведывательной агентуры.

В 1986 году по поручению правительства Филиппин группа инженеров и аквалангистов исследовала дно залива Калатаган, используя специально сконструированный лазерный детектор. Однако, по данным “Майнити дейли ньюс”, работе этой группе всячески мешали хорошо вооруженные банды неизвестных террористов. В частности, они совершили налет на лагерь поисковой экспедиции, попытались захватить в
качестве заложника ее руководителя.

В феврале 1988 года на Филиппины прибыл отставной генерал-майор американской армии 65-летний Джон Синглауб. Он объяснил свое пребывание в стране поисками клада Ямаситы. “Ньюсуик”, воспользовавшись случаем, поместил на своих страницах материал о кладе Малайского Тигра. И хотя некоторые газеты считали, что цель приезда на Филиппины Синглауба совсем иная и поиски клада лишь камуфляж, созданная в сотрудничестве с японцами компания “Ниппон стар” приступила к раскопкам в районе горы Макилинг, неподалеку от Манилы. Причем только в бурильные работы было вложено 50 тысяч долларов. Но, поблуждав в горах и долинах южной части острова Лусон, экспедиция Синглауба свернула все работы.

В последние годы поиски сокровищ переместились в старинный форт Сантьяго, заложенный испанцами на берегу реки Пасиг еще в XVI веке. Форт — главная достопримечательность Манилы: здесь всегда много туристов, любят приходить сюда в выходные дни и жители столицы. Но дело вовсе не в архитектурных достоинствах форта, получившего поистине мировую известность.

Началось все с того, что пожилой филиппинец Педро (его настоящее имя тщательно скрывается) решил поделиться тайной, которая мучила его более сорока лет. Педро рассказал советнику президента по национальной безопасности Эммануэлю Сориано, что в 1944 году он, будучи узником японского концлагеря, расположенного в то время в форте Сантьяго, по приказу японцев участвовал в захоронении 140 ящиков с золотыми слитками. По словам бывшего заключенного, они являются не чем иным, как сокровищами генерала Ямаситы.

Педро подробно описал процесс погружения ящиков в шахту, по его словам, глубиной 40 метров. Нарисовал даже план с обозначением места захоронения золота, стоимость которого, по разным оценкам, колеблется от 1,7 до 7 миллиардов долларов. Его рассказ звучал достаточно убедительно, особенно после того, как аналогичные сведения о спрятанных сокровищах были получены и из других источников.

В 1988 году президент Филиппин Корасон Акино в строгом секрете решила воскресить старый план своего предшественника Маркоса. Группа американских охотников за сокровищами с благословения Акино начала рыть туннели в катакомбах форта Сантьяго. Часть территории форта огородили высоким забором, и оттуда стали доноситься шум отбойных молотков и скрежет лопат. Для Роберта Кертиса, руководителя поисковой группы, эта работа была не в новинку. Поисками золота он занимался по личному указанию Маркоса еще в начале 70-х годов.

Тринадцать лет спустя Кертис и его партнер, бывший офицер американских “зеленых беретов”, а ныне директор действующего в США Института благородных металлов Чарлз Макдугалд, убедили Акино, что им удалось напасть на след 400 тонн золота, спрятанного в катакомбах. “За 10 или 15 дней, — уверял Акино один из ее советников, — мы найдем столько золота, что сможем выплатить весь внешний долг страны”. Это было, конечно, преувеличением, хотя, как писала газета “Дейли иомиури”, Чарлз Макдугалд уверял, что располагает картой с примерными местами захоронения сокровищ в тайниках под фортом Сантьяго. Он утверждал, что проживавший в то время в США бывший филиппинский правитель Фердинанд Маркос смог каким-то образом раздобыть карту клада под фортом, которую у него, в свою очередь, выкрал один из подручных отставного “зеленого берета”.

Эта детективная история всплыла на поверхность, когда в конце февраля 1988 года внезапный обвал заживо похоронил двух филиппинских искателей сокровищ в подземном ходе под крепостью. Секретные раскопки стали достоянием прессы. Перед телекамерами Макдугалд заявил, что обвал был дурацкой ловушкой, устроенной японскими солдатами. Филиппинский сенат оскорбился и смутился, узнав, что у правительства Акино имелся секретный план поиска сокровищ. Для многих сенаторов усилия Кертиса и Макдугалда были не чем иным, как осквернением форта, старейшего национального памятника. Туннели копались в такой близости от белого мраморного креста, установленного в память шестисот американцев и филиппинцев, убитых в форте во время войны, что это могло нанести еще больший урон национальной святыне.

Слухи о поисках клада, просочившиеся в газеты, формировали общественное мнение в стране не в пользу кладоискателей. Высказывалось уже открытое недовольство по поводу ущерба, нанесенного работами внешнему виду форта. Немалое раздражение вызывало и то, что руководила раскопками американская фирма, участие которой трудно объяснить порывом бескорыстия. “Дейли иомиури” сообщила, что ведающие делами члены конгресса Филиппин потребовали прекращения тайных поисков японских кладов, которые авантюристы разных мастей ведут не только в Маниле, но и в других районах страны.

Какое-то время Сориано удавалось доказывать целесообразность продолжения поисков. Он заявил, что уверен “на тысячу процентов” в успехе своего дела. Но шансов обнаружить золото становилось все меньше. Спустя несколько месяцев Сориано покинул пост советника, оставив на память о себе груды камней и зияющие в земле дыры.

В начале 1995 года мировые агентства разнесли новое сенсационное известие: на Филиппинах обнаружена часть сокровищ Ямаситы — две тонны платины. По сообщению журнала “Самоунг”, в море с 20-метровой глубины был поднят огромный полусферический слиток, который доставили в столицу в специальном контейнере. Находку оценили в 480 миллионов долларов. Специалисты филиппинского Национального бюро расследований были уверены, что это часть “японского клада”. Как заявил глава НБТ Эпимако Воласко, слиток был упакован в пластик и не исключено, что платину обнаружила два года назад экспедиция, японских кладоискателей и укрыла сокровище на дне морском до лучших времен.

Но... Спустя две недели филиппинское правительство заявило, что слиток оказался куском обыкновенного железа!

Александр Прохоров, Kurierweb

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Обсудить