Будущий прославленный капитан и исследователь морских глубин родился 11 июня 1910 года в городке Сен-Андре-де-Кюбзак в семье адвоката Даниэля и Элизабет Кусто. Каждое лето он проводил в Руайане, на берегу Бискайского залива. Здесь мальчик рано научился плавать и на всю жизнь полюбил море. Частые переезды способствовали расширению кругозора Жака, изучению иностранных языков. В Нью-Йорке он овладел английским, в Эльзасе – немецким.
После окончания школы юноша решил поступить в Военно-морскую академию – ее диплом давал отличную возможность повидать мир, не расставаясь с полюбившейся морской стихией. Кусто повезло: из тысячи кандидатов он поступил двадцать вторым. После окончания академии юноша служил на военно-морской базе в Шанхае и грезил о карьере флотского офицера.
Однако этим планам не было суждено сбыться – Кусто попал в жуткую автомобильную аварию. Он остался жив, но получил перелом обеих рук. Длительный восстановительный период поставил крест на военной карьере Жака-Ива.
В 1936 году Кусто поступил инструктором на крейсер "Сюфрен", приписанный к порту Тулон. Однажды, увидев в продаже водонепроницаемые очки, Жак-Ив купил их, надел и опустил лицо в воду. От раскрывшегося перед ним подводного мира захватило дух и он понял, что отныне его жизнь безраздельно принадлежит океану. Так Кусто стал пионером подводного плавания.
В 1937 году он женился на Симоне Мелихор и вскоре у них родилось два сына, Жан-Мишель (в 1938-м) и Филипп (в 1940-м). Но началась Вторая мировая война и будущий исследователь океанов стал активным участником французского Сопротивления – служил в артиллерии пулеметчиком.
Именно в годы войны Кусто создал кислородный аппарат замкнутого типа и вскоре, в 1943-м году, вместе в Эмилем Ганьяном удачно испытал первый прототип акваланга. Это изобретение стало поистине легендарным
После войны Кусто снова вернулся к любимому делу. Совместно со специалистами Французского центра подводных исследований он сконструировал знаменитое "ныряющее блюдце" - компактное судно для подводных исследований.
В 1948 году Кусто стал капитаном корвета, а в 1950 году получил списанный британский миноносец и переделал его в плавучую исследовательскую лабораторию, которая стала всемирно известна как "Калипсо". Именно на этом легендарном судне Кусто и его команда не раз совершали кругосветные путешествия, исследовали морскую флору и фауну, делали уникальные записи, съёмки, фотографии.
Любопытна история этого корабля. Изначально он был построен как деревянный тральщик Британских Королевских ВМС и был спущен на воду 21 марта 1942 года. После Второй мировой войны корабль "работал" паромом между Мальтой и островом Гоцо и был переименован в честь нимфы Калипсо.
В 1950 году ирландский миллионер и бывший член парламента Томас Лоэл Гиннесс выкупил "Калипсо" и выдал в лизинг Кусто за символический плату - один франк в год. При этом он попросил две вещи - не раскрывать его имя и не просить больше денег.
Жак-Ив преобразовал корабль в экспедиционное судно. На корабле появилась посадочная площадка для вертолёта, научное оборудование, отсек для подводного наблюдения, одно- и двухместные мини подводные лодки, подводные мотоциклы и десятки аквалангов. Именно на борту "Калипсо" прославленный капитан совершил множество океанографических экспедиций в Атлантический, Индийский океаны, Красное, Черное, Аравийское моря и в Персидский залив.
Увлечение Кусто подводным плаванием и исследованиями океанских глубин натолкнуло его и на другие открытия: в погоне за лучшими кадрами он придумал несколько видов видеокамер для подводной съёмки, герметичные боксы, клетки от акул и другие океанологические "мелочи".
В 1953 году Жак Ив приобрел мировое признание и как писатель. Капитан выпустил свою первую книгу "Безмолвный мир", а через два года она была экранизирована. Красное море, затем Индийский океан, Сейшельские острова, далее многочисленные съемки по всему свету в неизвестных в то время местах...
Триумф фильма был невообразимый: публика аплодировала стоя более получаса, а пресса называла его произведением века. "Золотая пальмовая ветвь" в Каннах и "Оскар" были получены безоговорочно. На следующий год другая кинокартина Кусто "История красной рыбы" взяла еще один приз на Каннском фестивале и еще одного "Оскара"! Третий главный приз американской киноакадемии был получен за фильм "Мир без солнца".
Конечно, в исследованиях Кусто принимали участие и его сыновья – Жан-Мишель и Филипп. Но в 1979 году в дом капитана пришла беда – погиб младший сын. Филипп Кусто участвовал в съемках на гидросамолете "Каталина" и, уже во время приводнения, машина упала в море. В декабре 1990 года от рака внезапно скончалась жена Жака-Ива - Симона Кусто. Через год прославленный капитан женился на своей давней возлюбленной Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1980) и сын Пьер (1982), рождённые до женитьбы.
Сам же Кусто умер в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда и был похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак. Автор множества книг, статей, фильмов, теле- и радиопередач, публичных выступлений, капитан Кусто остался в памяти людей не только как энергичный и неутомимый исследователь океана, но, прежде всего, как борец за сохранение его чистоты.