Одно из любимых занятий подростков в свободное время – играть на компьютере. В основном это разнообразные «космические войны», «стрелялки» и т.д., в изобилии предлагаемые игровой индустрией. Можно сколько угодно твердить о неправильном воспитании подрастающего поколения, о необходимости запретов подобных игр, но почему бы не прислушаться к мнению профессиональных психологов?
Профессор Лоренс Стейнберг из университета Темпл в Филадельфии пришел к выводу, что подростковая агрессия имеет биологические корни. С детства мальчики играют в войну, а девочки – в куклы. Но когда дети вырастают, почти все женщины получают возможность «поиграть в куклы» в собственной семье, с мужем и детьми.
Военными же становятся далеко не все мужчины. Однако потребность в реализации защитных инстинктов, заложенных самой природой, у них не уменьшается. На подсознательном уровне мужчина стремится защищать свою честь и семью, конкурируя с другими «самцами». И стремление это реализуется в так называемой «виртуальной действительности».
Стейнберг предлагал подросткам поиграть в компьютерные автосимуляторы. Смысл игры в том, чтобы за ограниченное время проехать как можно большее расстояние. По пути игроку предстоит столкнуться с 8 светофорами, на которых горит желтый свет. У него есть выбор - остановиться или рискнуть и проехать перекресток, не дожидаясь зеленого сигнала. Как показал эксперимент, когда в комнате находились сверстники игрока, он «проезжал на желтый свет» в два раза чаще, чем в отсутствие посторонних.
Ученый объясняет это тем, что в подростковом возрасте в мозгу формируются две системы нейронов, одна из которых отвечает за процесс познания, а другая – за социально-эмоциональное поведение. Первая поощряет нас принимать разумные решения и трезво оценивать последствия наших действий, а вторая стимулирует производить действия, направленные на привлечение внимания, достижение лидерской позиции и превосходства над окружающими, даже в ущерб очевидной логике. При этом система эмоций формируется гораздо быстрее, чем «познавательная», что может заставлять подростков необдуманно рисковать, чтобы «заработать очки» у сверстников.
И все-таки «порция» агрессии необходима: без этого мальчик не может сформироваться как мужчина. Кстати, профессор медицины из клиники немецкого университета Аахена Клаус Матиак провел исследование, показавшее, что человеческий мозг реагирует на виртуальные сцены насилия точно так же, как и на реальную жестокость.
В эксперименте приняли участие 13 молодых людей в возрасте от 18 до 26 лет. Им предложено было по 2 часа в день играть в видеоигры с элементами насилия. В процессе игры ученый производил сканирование их мозга с помощью специальных приборов.
Как оказалось, в моменты «насильственных» эпизодов, например, связанных с захватом террористами заложников, в мозгу испытуемых активизировались зоны, отвечающие за процесс познания, тогда как «эмоциональные» участки блокировались.
Хотя, разумеется, у профессора не было возможности сканировать мозг людей, подвергшихся реальному насилию, он предполагает, что в этом случае происходит то же самое. Более того – исследователь считает, что агрессивные видеоигры производят своего рода тренировку мозга, готовя людей к реальным опасным ситуациям. Они учат игроков не поддаваться панике и концентрироваться на действиях, необходимых для спасения.
Женщин же и девочек, в отличие от мальчиков и мужчин, не увлекает сам процесс игры, а интересует только результат. Они обращают больше внимания на эстетическую сторону, чем на действие. Так, чаще всего им доставляет удовольствие не сам факт выигрыша, а красивая картинка с музыкой, появляющаяся на экране в финале удачной игры.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.