Ходорковский останется в тюрьме. В пятницу Ингодинский суд Читы отказал экс-главе ЮКОС в удовлетворении прошения о досрочном освобождении. Олигарх был осужден на 8 лет лишения свободы в 2005 году, месяц назад он обратился в суд с прошением об УДО. Правда, оформлено оно было своеобразно, и многие эксперты сходились на том, что удовлетворено оно быть не может.
Дело в том, что в своем прошении Михаил Ходорковский отдельно подчеркнул, что не раскаивается в совершенных преступлениях, а его адвокаты заявили, что раскаяния для подачи прошения об УДО не требуется. Действительно, раскаяние преступника и становление его на путь исправления не прописаны в законе как обязательное условие, однако этот момент всегда является ключевым для суда, выносящего то или иное решение.
На это и указывали эксперты, полагая, что очередной ход Ходороковского – не более, чем PR-кампания, продолжающаяся подготовка к судебному заседанию в Страсбурге. Где экс-глава ЮКОС попытается отсудить у России свою компанию и получить компенсацию за «политические преследования».
Напомним, что прошение об УДО было не первым и, надо полагать, не последним подобным демаршем со стороны защиты экс-олигарха. Тема освобождения Ходорковкого не сходит со страниц отдельных Интернет-изданий уже не первый месяц. Еще весной была раздута шумихи вокруг слов Дмитрия Медведева о том, что экс-глава ЮКОС может, конечно, просить о помиловании – как и любой другой заключенный.
В последовавшей дискуссии возобладала достаточно странная точка зрения о недопустимости прошения о помиловании. Якобы помилование означает признание заключенным своей вины, что недопустимо. Эксперты указывали, что это банально лишает перспектив судебное разбирательство в Страсбурге.
Следующим ходом было прошение об условно-досрочном освобождении, которое адвокаты Михаила Ходорковского подали в читинский суд. «Я осознаю, что вправе при необходимости обратиться непосредственно прямо к президенту нашей страны. Однако уважая действующий закон и институт судебной власти как одну из конституционных основ общества и государства, считаю необходимым прежде всего использовать судебный порядок реализации всех предоставленных мне этим законом прав», - сказано в документе, подписанном Ходорковским.
Одновременно в СМИ попало обращение матери Ходорковского к президенту РФ Дмитрию Медведеву. «Уважаемый Дмитрий Анатольевич! – пишет она. - Осенью у нас с мужем - золотая свадьба. Я Вас очень прошу: сделайте нам такой подарок, ну, сами знаете какой - чтоб сын наш в этот день сидел с нами дома за одним столом». И тут же главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов в эфире радиостанции «Эхо Москвы» со ссылкой на осведомленные источники заявил, что все уже решено – олигарха освободят в октябре.
Издания отметили противоречивость позиции защиты и родственников Ходорковского – с одной стороны вопрос об УДО должен рассмотреть независимый суд, с другой – звучат обращения к президенту страны. Не совсем понятно, чего просит мать олигарха – воспользоваться пресловутым «телефонным правом» и оказать давление на судей?
Кроме попыток политизировать процесс через обращения к президенту, сама идея условно-досрочного освобождения вызывала у юристов недоумение. И в случае с процедурой помилования, и с условно-досрочным освобождением суд, разбирая дела, обязательно учитывает искреннее раскаяние преступника и становление его на путь исправления, отмечают они. Адвокат Владимир Жеребенков, около месяца назад комментируя это дело, напомнил о деле полковника Буданова, которому суд дважды отказывал в УДО на основании характеристики от администрации колонии. В ней отмечалось, что Буданов не признает себя виновным, а следовательно, его раскаяние носит формальный характер.
То есть прошение об УДО было заведомо невыполнимым и в этом, надо полагать, отдавали себе отчет и адвокаты Ходорковского и сам олигарх. Зато заведомо проигрышный судебный процесс по УДО может послужить для европейских судей очередным доказательством российского «тоталитаризма».
И без того многие в мире, да и отдельные политики в России искренне полагают, что за экономические преступления сажать нельзя. А здесь российский суд посадил, да еще и освобождать досрочно не желает. При этом на методы ведения дел кампанией ЮКОС предпочитают закрывать глаза и, от греха по дальше, не упоминать вместе фамилию Ходорковского и его подручного Леонида Невзлина, осужденного не так давно пожизненно за организацию целого ряда заказных убийств.
Население России, впрочем, при всем старании PR-шиков экс-олигарха, придерживается по этому вопросу другого мнения. По данным ВЦИОМ, около 47% россиян не удовлетворили бы ходатайство Ходорковского об УДО, будь они на месте судьи; 18%, наоборот, поддержали бы, 35% затруднились сказать, как они поступили бы. По словам гендиректора ВЦИОМ Валерия Федорова, «абсолютное большинство населения считает, что он остается миллиардером, просто хорошо припрятал свои деньги».
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.