Совсем недавно мировое научное сообщество вновь вспомнило о таком методе лечения психических заболеваний, как арт-терапия. Отчет о своей успешной деятельности опубликовала Элизаберта Лопес Перес из Гранадского университета. Она сообщила о своей работе с 20 очень «тяжелыми» пациентами. После курса арт-терапии все продемонстрировали значительное улучшение.
В конце 20-х годов психоаналитики Запада обратили внимание на удивительный факт. Оказалось, что помочь людям с такими тяжелыми психическими заболеваниями, как шизофрения и маниакально-депрессивный психоз, может… рисование. Увлекшись изобразительным искусством, недавние сумасшедшие вскоре демонстрировали стойкую ремиссию.
Ученые предположили, что улучшению способствуют связанные с травмами образы и символы подсознательного – то, что человек не смог выразить во время обычного психотерапевтического сеанса, но выплеснул из себя в процессе творчества. Человек может испытывать страх перед отцом, перед матерью и выразить его в картине в виде архетипических символов. Либо человек может из-за какого-то несчастного случая или детской травмы чересчур сильно бояться смерти – тогда его картина будет изобиловать черепами и костями.
Обычно по характеру изобразительного языка работы делятся на три группы. У первого типа работ, которые, по мнению специалистов, характеризует «распад изобразительной формы», отсутствует ясная тема. Обычно понять такие картины под силу только психиатру. Они становятся для него бесценным источником информации о болезни пациента.
Работы второго типа выполнены в естественной изобразительной форме. Выбрав ее, пациенты обычно изображают пейзажи, часто рисуют море. Однако болезнь обычно дает о себе знать и в таких случаях. В большинстве таких работ отсутствует индивидуальное видение мира, творческое вдохновение. Пациент пытается вспомнить и механически задействовать навыки рисования. Такие картины редко представляют собой художественную ценность, хоть и полезны для автора.
И все же порой душевнобольной художник действует в своей творческой нише тем более успешно и эффективно, чем более «странным» и «сумасшедшим» является его искусство. Иногда при превращении в «нормального человека», у него резко меняется манера рисования – и это может оказаться непривычным и даже разочаровывающим. Иногда при улучшении состояния интерес к искусству на время снижается. Однако специалисты обычно советуют пациентам не опасаться, что вследствие выздоровления наступит атрофия творческого потенциала.
В своей работе с пациентами арт-терапевты не только используют творческий процесс, но и предлагают смотреть одним своим пациентам на картины других. В некоторых случаях, - особенно если люди страдают от одной и той же болезни или психологической проблемы, - участие в выставках художников - товарищей по несчастью - может помочь. К тому же, картины пациентов психиатрических клиник могут представлять интерес просто как произведения искусства. В настоящее время часто проводятся выставки творчества душевнобольных – и они привлекают огромное количество здоровых людей.
В связи с распространенностью терапии не так уж редки специалисты, специально подготовленные для занятий живописью с психически больными людьми. Как правило, арт-терапевты имеют два образования – медицинское (психологическое) и художественное. В настоящее время психологи предлагают пациентам занятия творчеством не только не только для ослабления симптомов серьезных психических заболеваний. Рисование поможет и человеку, страдающего от переутомления или стресса, а также легкого невроза, одновременно избавиться от своих эмоциональных затруднений и повысить качество жизни.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.