Как научиться говорить "нет"

Иногда очень приятно осознавать себя человеком дела, способным решать проблемы и не только свои. Коллеги зависят от вас, уважают, доверяют и знают, что вы всегда придете на помощь. Проблемы начинаются тогда, когда вы вдруг понимаете, что начали делать чужую работу, и все к этому привыкли.

С этого момента ваша жизнь превращается в настоящий ад. На работе вас постоянно дергают, отвлекают, и вы замечаете, что на выполнение собственных обязанностей у вас просто не хватает времени. Как же научится говорить «нет»?

В первую очередь стоит понять, зачем вам это нужно:

- у вас появляется время, чтобы сделать собственную работу;

- ваши коллеги научаться сами решать свои проблемы, что, в конце концов, будет способствовать их профессиональному росту и более успешной деятельности всей вашей команды;

- коллеги перестанут просить вас снова и снова;

- самое важное: устанавливается справедливое распределение обязанностей внутри коллектива, и вы перестаете работать как вьючная лошадь.

Во-вторых, определить ситуации, когда стоит отказать в помощи:

- если список просьб от коллег серьезно влияет на вашу производительность;

- если коллега сам может найти решение проблемы, если чуть напряжется;

- если просьба требует больших затрат времени для объяснения или выполнения, и совершенно не пригодится в вашей последующей деятельности;

- если проект вас совершенно не интересует.

И, наконец, в-третьих, отказать всем, кто пытается свалить на вас свою работу. Сделать это очень легко. Начните с магического слова «нет», извинитесь, и объясните причины, которые могут быт следующими:

- скажите, что у вас плотный график работы, перечислите, что вам надо сделать за сегодняшний день, чтобы у собеседника не осталось и тени сомнения, что вы чрезвычайно заняты;

- объясните, что вы не совсем в курсе дела, и что у вас нет времени, чтобы разбираться в проблеме, да это и не входит в круг ваших обязанностей;

- дайте коллеге ссылку в Интернете, где он ознакомиться с интересующей его информацией.

Конечно, не надо впадать в другую крайность и превращаться в недоступную крепость. Таких сотрудников коллеги, как правило, не уважают. Надо научиться чутко улавливать, когда надо помочь, а когда не надо. Если с просьбой обращается молодой или неопытный сотрудник, помогите ему. Если выполнение работы пойдет вам на пользу в плане приобретения новых знаний, карьерного роста, скажите «да». Если это суперзадача, от выполнения которой зависит успех вашего предприятия, помогите ее решить.

Важным шагом на пути к умению говорить «нет» и не бояться при что вас осудят, является осознание того, что вами просто манипулируют. То есть осознанно или бессознательно, интуитивно играют на ваших слабых местах себе в угоду, заставляя делать что-то. И все же научившись твердо говорить «нет» в необидной форме, вы научите других людей уважать ваше время и ваш труд.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить