Диспаритет цен и покупательной способности – проблема №1 для рядового потребителя в РФ. В то же время бизнес в РФ хочет и дальше получать высокие прибыли, компенсируя их падение с помощью роста цен и не обращая внимания на падающую покупательную способность сограждан. При этом иные торговцы изначально используют нечестные и неконкурентные методы - даже в получении земли для своих предприятий.
Реальные доходы россиян в 3 раза ниже, чем в США, при примерно одинаковых ценах на обычную потребкорзину – это российская реальность. При доле оплаты труда в ВВП на уровне 30-35%, Россия остается далека от стран Запада, где эта доля составляет 60-70% (при высокой доле социальных затрат в ВВП). Однако, иные экономисты, в том числе, околоправительственные, считают, что дальнейший рост доходов (зарплат, жалований) россиян приведет к «проеданию экономики». То есть, по их мнению, несмотря на то, что у нас работают не меньше чем в США, платить нужно еще меньше чем сейчас.
Но это тупиковый путь, ведущий не к рачительному хозяйству, а к обнищанию населения. Ведь, согласно данным февральского опроса ВЦИОМ, сегодня сбережения россиян имеют тенденцию к сокращению, рост реальных доходов в 2007 году замедлился до 10,4%, притом, что цены выросли на 11,9%, то есть превысили рост доходов. Инфляция, по данным главы Минфина Алексея Кудрина, составила около 12,5%.
Таким образом, потребители (в отличие от бизнеса, который фактически компенсировал темп инфляции в 12,5% ростом цен на 11,9%), теряют почти вдвое больше: ведь на их покупательную способность действуют оба фактора – и рост цен, и инфляция (всего получается минус 24,4%). И у тех групп населения, которые не ощущают эффекта роста доходов (не имеют индексации зарплат, не получают прибавки к жалованью), субъективное восприятие падения благосостояния почти точно повторяет эту цифру: люди видят, что «обеднели» на 25-30%.
К тому же, как отмечает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер, даже Росстат, в силу своей бедности (!!!), то есть нехватки кадров и небогатого финансирования, считает рост цен по потребительской корзине лишь верхнего среднего класса. В то время как в других социальных слоях россиян эта величина может быть много выше.
«Все дело в потребительской корзине, которая берется за основу Росстатом. Это корзина соответствует верхнему среднему классу, то есть людям достаточно обеспеченным, которых у нас 10%... А бюджетники с доходами 10 тыс. рублей и пенсионеры с 4 тыс. рублей - меха и бескостную телятину не покупают», - поясняет Гонтмахер. Кстати, по сведениям центра стратегических исследований «Росгосстраха», число россиян, которые считают свои доходы, «обеспечивающими достойное существование», в 2007 году составил как раз 11% (против США, где, по данным Harris Interactive, более 63% американцев считают, что им «платят хорошо»).
При этом, даже по официальным данным Росстата, за прошедший год цены на хлеб и хлебобулочные изделия выросли на 22,4%, крупа и бобовые подорожали на 24,7%, молоко и молочная продукция - на 30,4 %, сливочное масло - на 40,3%, подсолнечное - на 52,3%. Поэтому, принимая во внимание эти поправки, можно предположить, что рост цен для населения РФ, не принадлежащего «верхнему среднему классу» (то есть, для большинства россиян) в среднем составляет не 11,9%, а все 34%. Что опять соответствует «субъективным» оценкам «людей с улицы», которые, по данным ВЦИОМ, тратят на питание 50 - 74% своих доходов (40% россиян).
Конечно, претензии к заниженному в 3 раза уровню доходов россиян, диспаритету цен и покупательной способности нужно, прежде всего, адресовать правительству РФ, которое, кажется, встало на сторону капиталистов, в то время как должно заботиться о благосостоянии всех россиян. Именно такое впечатление складывается, когда, устами главы Минфина Кудрина, оно едва ли не ставит себе в заслугу консервацию нефтедолларов в бывшем Стабфонде и все новые договоренности с бизнесом о «фиксации цен» (которые на самом деле лишь рекомендательно ограничивают скорость их роста).
Желание торговцев сохранить и увеличить прибыли, невзирая на уровень платежеспособного спроса населения вполне можно понять, но не на фоне полного бездействия властей, которые то и дело говорят о необходимости стабильности и роста экономики РФ. Более того, оказывается, что иные люди во власти еще и способствуют склонности бизнеса пользоваться преимуществами нечестной конкуренции и административного ресурса.
Например, сейчас в СМИ широко обсуждается информация о том, что гипермаркеты «Ашан» и «Леруа Мерлен» в Мытищах стоят на земле, «украденной у государства». По информации замглавы Росприроднадзора Олега Митволя, из-за незаконного изъятия 74,35 гектара земель, на которых построены торговые комплексы указанных сетей, бюджет лишился десятков миллиардов рублей. Гипермаркеты «Ашан» и «Леруа Мерлен» в Мытищах построены на участке земли, незаконно отчужденном из федеральной собственности - из-за неправомерных действий представителей научного госучреждения «Московская опытная станция защищенного грунта ВНИИ овощеводства Россельхозакадемии», а также администрации Московской области, считает Митволь.
«Несмотря на то, что незаконное отторжение федеральных земель происходило еще в декабре 2004 года, большинство виновных в этом чиновников до сих пор занимают ответственные посты и должны ответить по всей строгости закона», – комментирует он. Соответствующие заявления направлены в департамент экономической безопасности МВД и Генпрокуратуру, которая может возбудить уголовные дела по статьям 285 и 286 УК (злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, срок от 2 до 5-ти лет). Тем не менее, эксперты считают, что самим гипермаркетам ничего не грозит, и магазины могут снести только «если их присутствие там признают противоречащим природоохранному законодательству».
Понятно, что россияне хотят и дальше покупать продукты и товары в «Ашане» и «Леруа», однако, хотят и защиты госсобственности и земель от нелегальной передачи в частные руки, и особенно, сохранения и умножения своих реальных доходов, которые они могут потратить в том же «Ашане». Россияне хотят достойной жизни и честного сотрудничества – и с государством, и с бизнесом.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.