«Украина – ридна маты. Нэ вкрадеш – нэ будэш маты». Смысл этого народного изречения корреспондент «Правды. Ру» испытал на себе. Так уж получилось, что последние 15 лет из Калининграда к старенькой маме на юг Украины я путешествую на автомобиле. Хотя в последнее время гораздо дешевле добраться на малую родину поездом и даже самолетом. Цена бензина на Украине значительно выше, чем в России. Об убитых напрочь дорогах и отсутствии всяческой придорожной информации, (особенно в западных областях) я уже не говорю. Об украинских «гаишниках», которые завидев «Мерседес» с российскими номерами, удовлетворенно потирают руки и машут жезлом, разговор особый.
Но для журналиста все эти поездки через территорию некогда советских Литвы, Белоруссии, Украины и социалистической Польши возможность лично увидеть, как изменение политических реалий сказывается на жизни простых людей, на экономике, социальной сфере. Могу свидетельствовать, то, что творится на российско-польских и польско-украинских пунктах пропуска через государственную границу никак не вяжется с европейскими стандартами, к которым стремятся соседи. И если на российско-польской границе очереди контрабандистов бензина и сигарет в связи с новыми правилами, вступившими в силу не так давно, немного уменьшились, то на польско-украинской границе они значительно выросли.
Для тог, чтобы въехать из Польши в Украину через пункт пропуска в районе украинского города Рава – Русская я в очереди контрабандистов провел четыре часа. Возвращаясь через пункт пропуска Устилуг назад в Польшу – семь часов. И это, оказывается, мне еще повезло. Как разъяснил сосед по очереди – украинец, занимающийся контрабандой в Польшу более дешевого украинского бензина, водки и сигарет, в очереди иногда он проводит по 12 -14 часов. По словам украинца, несколько месяцев назад белорусский президент Александр Лукашенко запретил въезд на территорию своей страны из Польши автомобилей без полного бака горючего. И смысл поездки за бензином из Польши в Белоруссию тут же отпал. Поляки, ранее «работавшие» на Белоруссию, переключились на Украину. Что и породило огромные очереди на всех польско-украинских пунктах пропуска через государственную границу.
Правда, если быть более объективным, то в очереди для въезда на украинский пункт пропуска я простоял шесть часов. А час ушел убеждение украинских таможенников и пограничников, что «Мерседес», на котором я путешествую, принадлежит именно мне.
Трасса в Запорожской, Херсонской, Николаевской области представляет своеобразный базар – на обочине торгуют всем, чем богата эта плодородная украинская земля. Дернул же меня нечистый остановиться на таком вот мини-рынке, чтобы купить ведро помидор. На все, про все ушло минут пять. Но, как выяснилось позже, именно тех секунд, пока я перегружал помидоры в багажник, (крышка багажника закрыла видимость салона) было достаточно, чтобы из машины пропала барсетка с документами на машину, водительскими правами, пропусками, редакционным удостоверением. Отсутствие документов я обнаружил уже в городе Новая Одесса Николаевской области. Теперь на вопрос друзей, был ли я в Одессе, отвечаю: « В Одессе не был, а вот в Новой Одессе был. В милиции».
Снимаю шляпу перед сотрудниками Новоодесского районного отдела милиции. Дежурный по отделу майор милиции В. Дорошенко, выслушав меня, тут же вызвал начальника следственного отдела. И дело закрутилось – заявление, работа со следователем, осмотр машины, заполнение различных документов и т. д. Появился и исполняющий обязанности начальника райотдела подполковник милиции Эдуард Журавель. По его словам, промысел барсеточников на Украине поставлен на широкую ногу. Одних милиция ловит, появляются другие. Несколько недель назад у спящих на стоянке белорусов документы утащили прямо из под ног. В основном, воры охотятся за деньгами, а документы потом выбрасывают. Правда, бывают случаи, когда находят владельцев документов и возвращают за выкуп. Но это на Украине.
В результате всех этих милицейских действий я получил на руки талон о том, что у меня приняли заявление о пропаже документов, которое зарегистрировано за № 1496 в дежурной части Нововодесского РВ УМВС Украины в Николаевской области. На вопрос «Смогу ли я по этой бумаге, написанной от руки, пересечь украинско-польскую, а затем польско-российскую границу?», майор милиции Дорошенко честно ответил: «А бог его знает. В Белоруссию по ней въезжали».
Именно эта бумага вызвала затем массу вопросов у украинских, польских пограничников и таможенников. Украинский таможенник, выслушав мою историю, вникать в нее не стал и предложил, оставив автомобиль на Украине, ехать в Калининград. Там восстановить документы, а затем приехать и забрать «Мерседес». Никак не отреагировал он и на то, что на руках были три страховки ( российская, украинская, польская), где были указаны мои паспортные данные и то, что машины принадлежит мне. Надменно посмотрев на меня, таможенник удалился в свой кабинет. Не мог решить этот вопрос и старший на погранпереходе – украинский прапорщик- пограничник. Вопрос решила женщина. Появившись на погранпереходе, симпатичный прапорщик, выслушав мою историю, с улыбкой посмотрев на бумагу, которую выдали в милиции, дала указание таможеннику поставить соответствующее разрешение, сделала отметку в паспорте и выпустила меня в Польшу.
У польских пограничников при виде непонятной милицейской бумажки на украинском языке глаза тоже от удивления полезли на лоб. И вновь спасибо украинской женщине-прапорщику: она позвонила польским коллегам и через несколько минут я уже колесил по польской земле. Возникли проблемы и на въезде из Польши в Россию. Но, с учетом полученного ранее опыта, их удалось довольно быстро решить.
Моя малая родина Украина переживает ныне не самые лучшие времена. И это тема отдельного разговора, отдельной публикации. Как и в любой стране, здесь достаточно подлецов, ворья, проходимцев, черствых и бездушных людей. Но, как оказалось в моем случае, порядочных людей, готовых помочь тебе в трудную минуту, все же больше. В этом я еще раз убедился уже в Калининграде, получив международную телеграмму из Украины. В мой адрес ее прислал водитель Виталий Слободяник из села Прибугского Николаевской области. Именно он на обочине трассы в Херсонской области обнаружил барсетку с моими документами.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.