Как остаться культурным человеком, несмотря на мобильник

До чего дошёл прогресс… Ещё двадцать лет назад мы и предположить не могли, что сможем разговаривать по телефону во время прогулки по парку, в электричке или стоя в очереди. Но сегодня это уже реальность, мобильная связь заняла в нашей жизни своё почётное место: согласно статистике мобильными телефонами в России пользуется до 75 процентов населения. Мобильная связь стала социальным явлением, ее удобства очевидны. Жить бы и радоваться... Но как всегда доброе дело не обходится без ложки дёгтя.

Каждый из нас наверняка сталкивался с ситуациями, когда принцип «всегда на связи» приносил окружающим дискомфорт. Трели звонков раздаются повсюду: в магазинах и офисах, на улице и в общественном транспорте. Телефоны звонят в кинотеатрах, больницах и даже в храмах — сегодня нет публичного места, где было бы не слышно чужих телефонных разговоров. Некоторые из нас позволяют себе разговаривать по телефону даже во время спектаклей. Руководитель научно-литературной части Александринского театра Александр Чепуров рассказал просто анекдотичный случай. Однажды Константин Райкин во время спектакля вынужден был обратиться к одному из зрителей: «Да выключите вы телефон, дайте монолог договорить!» Призванные облегчить жизнь, мобильные телефоны при отсутствии культуры использования делают её невыносимой.

С проблемой телефонного бескультурия активно борется западное, вполне терпимое, общество. Там уже развернулись серьезные кампании по ограничению пользования мобильной связью в публичных местах. Например, крупнейший железнодорожный перевозчик, компания Amtrak, в 2000 году учредила первый «тихий вагон», где запрещалось пользоваться мобильными телефонами. Сегодня эксплуатируется уже около 100 таких вагонов на направлении между Филадельфией и Вашингтоном. Оригинальное решение проблемы придумали и владельцы модного кафе Brooklyn в Атланте. Они установили прямо в зале пустую красную антикварную телефонную будку с лондонских улиц, куда каждый гость может зайти и поговорить, не мешая присутствующим. В Италии, в знаменитой миланской «Ла Скала», пришедших зрителей заставляют сдавать мобильные телефоны в гардероб, ни делая исключений даже для VIP-персон.

Оператор мобильной связи AT & T Wireless создал 15-секундный юмористический ролик, показанный в 160 кинотеатрах одного из американских штатов. Перед началом каждого сеанса на экране вспыхивала надпись: «Если во время просмотра у кого-то из зрителей зазвонит мобильный, фильм будет остановлен. Виновника попросим подняться, а всех присутствующих в зале — забросать его попкорном и изюмом в шоколаде». Европейский оператор Verizon Communications выпустил брошюру комиксов под названием «Ты не должен звонить в храме», а British Telecommunications в Соединенном Королевстве даже ввел должность менеджера по этикету, курирующего вопросы корректного пользования мобильными. Таким образом, важность мобильного этикета признана во всём мире и каждому обладателю аппарата стоит знать и выполнять простые правила:

Уважайте присутствующих. Окружающие имеютправо не слышать ваш разговор. Тем более избавьте их от интимных подробностей вашей личной жизни. Следите за своими выражениями.

Старайтесь не вести разговоров по сотовому телефону в публичных местах , особенно в ограниченном пространстве: в самолете, поезде, автобусе и т.д. При необходимости такого разговора делайте это кратко и только по делу. Без исключений выключайте телефон в театрах, на концертах, в кино, музеях и, естественно, в церквях.

Говорите по телефону тихим голосом , у сотовых телефонов необычайно чувствительные микрофоны. Крик в трубку не поможет даже тогда, когда сигнал не устойчивый и слова выпадают.

Во время деловых встреч и переговоров включайте автоответчик — используйте услугу «голосовая почта». Это наиболее профессионально и гораздо лучше, чем просто выключить телефон или хотя бы звук. Если же ожидаете важный звонок, заранее предупредите собеседника и извинитесь, прежде чем ответить.

Помните о безопасности . Не ведите деловые разговоры по мобильному в публичных местах в присутствии других людей. Желающие воспользоваться конфиденциальной информацией непременно найдутся.

Не изображайте из себя Юлия Цезаря, не пытайтесь одновременно разговаривать и по телефону, и с находящимся рядом человеком . Людей раздражает, когда они не понимают, к кому относятся сказанные слова. Предпочтение всегда нужно отдавать присутствующим.

Старайтесь не пользоваться мобильным телефоном в ресторане , разговаривать за столиком во время еды считается недопустимым. Выходить поговорить в холл тоже не всегда прилично — вы оставите своего гостя или пригласившего вас человека одного. Категорически не допускается класть сотовый телефон на обеденный стол. Если телефон зазвонит, вы услышите, даже если он будет в кармане.

Звоня по телефону, отменяйте звонок, если ваш абонент не снял трубку после пяти гудков . Звонить дольше некрасиво. Тем более что ваш номер определился, и человек, освободившись, сможет вам перезвонить.

Запомните, что фотографировать кого-либо при помощи мобильной камеры неприлично . Предварительно попросите на это разрешение. Уважайте частную жизнь других людей.

Не считайте себя самым умным, ловким и всемогущим за рулем . Разговоры по мобильному во время движения опасны. Не злоупотребляйте и гарнитурой. Даже если руки свободны, внимание к дороге всё равно будет ослаблено. Уверяю вас, тем, кто не верит на слово, случай обязательно представится в этом убедиться. Обидно, что пострадаете не только вы, но и другим людям придется расплачиваться за вашу самонадеянность.

Избегайте использовать для входящих звонков на свой мобильный мелодии популярных песен , симфоний Бетховена или российского гимна. Это дурной тон, который можно простить подростку, но не деловому человеку.

Учтите, что сегодня поразить своим даже супермодным телефоном вам никого не удастся . Предпримите меры для того, чтобы вас не приняли за позёра. Будьте естественны и скромны, это только укрепит ваш деловой имидж. Счастливо!

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Гульнара Кирпичева
Гульнара Кирпичева — корреспондент новостной службы Правды.Ру.
Обсудить