А ситуация сложилась «специфическая», как ее - достаточно мягко, надо сказать, - охарактеризовал глава комиссии ОП по вопросам регионального развития и местного самоуправления Вячеслав Глазычев. «Происходи это дело где-нибудь в развитой демократии, никому в голову бы не пришло интересоваться судьбой этих людей», - заявил он на состоявшемся вчера же совместном заседании двух комиссий ОП по урегулированию конфликта.
«Никто же не компенсирует акционерам «Энрона» те гигантские убытки, которые они понесли, - пояснил он собравшимся. – Ведь это вопрос гражданского права. Но мы с вами живем в другой стране, в которой люди еще верят в справедливость государства. И эта вера сама по себе обладает колоссальной силой - как созидательной, так и разрушительной».
Осознание этой простой истины, похоже, и стало главным побудительным мотивом совместной группы, которая взялась «разруливать» ситуацию с дольщиками. В среду, напомним, депутат Александр Хинштейн инициировал принятие Госдумой трех обращений, адресованных премьеру , генпрокурору и главе Высшего арбитражного суда. В первом, наиболее развернутом из этих документов законодатели предложили свой – правда, пока предварительный - вариант решения проблемы.
Речь, в частности, шла о том, чтобы выделить тем обманутым вкладчикам , которые оказались в наиболее отчаянном положении, квартиры из федерального «социального фонда». Это жилье, как известно, предоставляется по договору социального найма, и потому его нельзя в дальнейшем ни приватизировать, ни совершать с ним сделки купли-продажи. Но и эта – вроде бы половинчатая – инициатива успокоила голодающих. Во всяком случае, они ощутили сочувствие и какую-то поддержку со стороны общественности и властей.
Вчера же утром к недостроенному Центру Элины Быстрицкой, где проходила голодовка, подъехали Александр Хинштейн, а также глава комиссии ОП по контролю за деятельностью правоохранительных органов, известный адвокат Анатолий Кучерена и замминистра Минрегионразвития Юрий Тыртышов. Втроем они и сумели убедить обманутых вкладчиков прекратить голодовку , становившуюся уже опасной для их здоровья.
«Разговор был очень тяжелый, - признался потом Анатолий Кучерена. – Ведь мы не могли заставлять людей, которые объявили голодовку, изменять своим принципам». Тем не менее, людей удалось уговорить - им было обещано, что для решения их проблем будет создана специальная рабочая группа Общественной палаты , в которую войдут не только представители ОП, законодательной и исполнительной ветвей власти, видные эксперты, но и сами протестующие. Помимо этого и Минрегионразвития приняло решение создать у себя аналогичную по целям структуру.
В середине того же дня Общественная палата уже проводила «учредительное» заседание новой рабочей группы, избрав ее председателем Анатолия Кучерену, а его заместителем – Вячеслава Глазычева. Новая структура ОП, надо отметить, замахнулась на решение крайне сложных задач. Взять хотя бы звучащее сейчас предложение по безвозмездной помощи обманутым вкладчикам.
«Такая форма опасна как прецедент, - убежден Глазычев. - Значит необходимо предусмотреть пусть самую мягкую, пусть самую растянутую во времени форму обратного обязательства того, кто получит такую помощь. Какую – надо продумать. Но нельзя без конца исходить из той порочной практики, когда неразвитость, скажем, института страхования, приводит у нас к тому, что МЧС занимается тем, чем во всем мире призваны заниматься страховые компании». Под МЧС он, видимо имелв виду саму Общественную палату.
Участники «учредительной» дискуссии не могли обойти, разумеется, и такую тему, как ответственность за происшедшее государства. Депутат Хинштейн вообще посчитал этот вопрос «проблемой номер один», и потому сразу акцентировал на нем внимание: «Очень важно принять за основы тезис об ответственности власти за то, что произошло. Причем, это вопрос не социальной, а именно прямой ответственности. Ведь абсолютное большинство договоров подписывалось не только вкладчиками и застройщиками, но и третьей стороной в лице главы того или иного органа государственной власти или муниципалитета».
Одним «государством», впрочем, перечень «обвиняемых» не ограничился. «Здесь же у нас оказывается и такие, например, структуры, как рейтинговые агентства, подметил Глазычев. – Они же ведь должны нести значительную степень – пока не знаю, правда, как ее измерить, – ответственности за выставление высоких рейтингов тем строительным компаниям, которые потом обманули людей».
Но это - хоть и важная деталь общей картины, но все же частность. Гораздо важнее, подвел итоги первого заседания группы Анатолий Кучерена, - «как все прозвучавшие предложения скомпоновать юридически таким образом, чтобы они корреспондировались с уже действующим законодательством».
В самом начале следующей недели члены рабочей группы ОП намереваются уже вплотную приступить к разгадыванию этого «ребуса». И искренне хочется пожелать им в этом нелегком деле успеха. А такого рода пожеланиями они, надо сказать, пока не избалованы. Более того, некоторые СМИ будто сожалеют, что обманутые вкладчики прекратили голодовку и конфликт «рассосался». Достаточно вспомнить, например, как информировал вчера свою аудиторию о происшедшем тот же сайт «Каспаров.ру».
«Конец голодовке», - объявил новостной раздел издания где-то в половине второго пополудни. Но спустя полтора часа бдительные редакторы коментарийного раздела эту новость уже поправили: «Приостановлена - не значит прекращена».
Видно, очень уж не понравилось каспаровцам и иже с ними то, что острый и «многообещающий» по своим возможным последствиям конфликт благодаря инициативе Общественной палаты и властей этой остроты вдруг взял, да лишился. А как же тогда быть с организацией массовых акций протеста, к чему только что призвал глава Института национальной стратегии г-н Белковский на заседании «Другой России» - этого нового «многообещающего» детища Каспарова и Ко?
«То есть нужно начинать с максимально нейтральных призывов, - инструктировал тогда глава ИНС своих коллег-«другороссов». – Например, потребовать, чтобы власть вернула автономию вузам или до конца расследовала теракт на Дубровке». Но все эти «прецеденты» - митинги, расследования и пр. – активистам «Другой России» надо еще придумать, создать. А тут – в случае с обманутыми дольщиками – все было «готово».
К тому же разрушительный потенциал , заложенный в обманутых дольщиках, был поистине огромен. Взять хотя бы их число – оно оценивается по крайней мере в десятки тысяч человек (более точные данные никто представить не может, поскольку учет велся либо без всякой системы, либо не велся вовсе).
И эти десятки тысяч людей лишились огромных (во всяком случае, по их меркам) денег, многие из них влезли в долги, из которых не могут выпутаться, некоторым из пострадавших сейчас попросту негде жить. Трудно даже вообразить в полном объеме весь этот протестный потенциал.
И не беда, что конфликт, по сути, возник из-за правового поля, действовавшего еще до того, как нынешняя власть это поле поправила, сделав невозможным дальнейший обман дольщиков . Все равно призвать к ответу надо власть нынешнюю, ратует «непримиримая» оппозиция. И вот тут такой уже «созревший» конфликт – возьми и исчезни. Обидно, право.
Сергей ФилинНадо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.