Вячеслав Максимов: Цифровые инновации — важный элемент развития современного образования

9:46

Эксперт в области разработки ИТ-решений рассказал о цифровизации образования и работе над разделом "Школьное портфолио" на портале государственных услуг.

Цифровая трансформация образования становится неотъемлемой частью развития общества, предоставляя новые возможности для доступа к знаниям. Так, количество школ, внедривших компьютерные системы обучения, такие как Яндекс-класс, Google Classroom и Moodle, выросло более чем на 20%, и сейчас ими пользуются 74% учебных заведений.

Кроме того, цифровизация образования обеспечивает не только улучшение доступа к образовательным ресурсам для широкого круга пользователей, включая жителей отдаленных регионов, но и способствует развитию персонализированных подходов к обучению с использованием данных, уверен ведущий разработчик ИТ-проектов в сфере образования Вячеслав Максимов.

Специалист занимался цифровизацией образования с 2020 года, а в прошлом году возглавлял команду инженеров, которая разрабатывала раздел "Школьное портфолио”, где родители могут отслеживать успеваемость ребенка, для крупнейшего онлайн-сервиса по предоставлению услуг — в начале этого года раздел удалось интегрировать с электронными дневниками.

Об изменениях, которые происходят сейчас и еще ждут систему российского образования в сфере цифровых инноваций, а также о работе над проектом "Школьное портфолио" Вячеслав Максимов рассказал в интервью.

— Вячеслав, вы разрабатывали ИТ-продукты для системы российского образования несколько лет, расскажите как вы оцените цифровую трансформацию в этой области? Какие проекты вы могли бы выделить как наиболее значимые сейчас?

— Основываясь на анализе текущих трендов, можно утверждать, что 2023 год демонстрирует значительный прогресс в интеграции технологических инноваций в образовательную сферу. Существует ряд ключевых проектов, таких как "Учеба.ру", "ЯКласс", "Сферум", "Яндекс Учебник", "Stepik" и разделы на портале государственных услуг, подчеркивающие стремление к созданию эффективной и доступной образовательной среды. Также можно выделить более специализированные ресурсы, такие как Нетология, Skillbox, GeekBrains, Otus — они нацелены на освоение новых навыков в сфере информационных технологий. Все эти технологичные продукты позволяют адаптировать образовательный контент под индивидуальные потребности учащихся, увеличивая эффективность обучения и мотивацию к знаниям.

— В прошлом году вы руководили командой специалистов, которая занималась разработкой раздела "Школьное портфолио” на портале государственных услуг. Расскажите в чем суть проекта?

— "Школьное портфолио” — это образовательный сервис для школьников и их родителей в котором можно узнать количество дней до каникул, оценки за прошлые периоды, средний балл ребёнка по каждому предмету, а также получить информацию о школьных событиях и результатах проверочных работ. В проекте есть такие разделы как, "Лента событий”, "Оценки”, "Посещаемость” и другие важные разделы, которые помогут родителям быть в курсе учебной жизни ребенка.

— Это масштабный проект, который упрощает взаимодействие школы и родителей, сокращая необходимости личных визитов. Насколько "Школьное портфолио” востребовано у жителей нашей страны?

— Популярность самого портала непрерывно растет с момента его запуска, я участвовал в разработке множества региональных услуг в начале моей карьеры и отмечу крайне высокую популярность госуслуг в стране на сегодняшний момент. "Школьное портфолио” особенно востребовано среди родителей и учеников, это обусловлено преимуществами централизованного доступа к образовательной информации, включая учебные достижения, результаты экзаменов и школьные новости.

В контексте расширения дистанционных и гибридных форм обучения "Школьное портфолио" играет ключевую роль в обеспечении непрерывности и качества образовательного процесса.

— А от чего, на ваш взгляд, зависит успешность и эффективность внедрения таких цифровых решений?

— Это зависит от комплекса факторов, включая инфраструктурное обеспечение школ, уровень цифровой грамотности населения и активную поддержку со стороны педагогического сообщества. Я вижу как проект "Школьное портфолио" становится важным элементом в структуре современного образования, способствуя повышению его доступности и качества.

— Под вашим руководством команда разработчиков смогла интегрировать "Школьное портфолио” с электронными дневниками. Этот симбиоз упрощает процесс отслеживания успеваемости родителями. Задействованы ли учителя в этом процессе?

— Безусловно. Благодаря этой интеграции, родители могут не только в отслеживать академические достижения и проблемы своих детей в реальном времени, но также эффективно взаимодействовать с преподавателями для обсуждения успеваемости и поведения учащихся. Это, в свою очередь, способствует более тесному вовлечению родителей в учебный процесс и помогает своевременно реагировать на возникающие трудности или поддерживать достижения учеников.

Кроме того, использование электронных дневников в рамках "Школьного портфолио" повышает прозрачность оценочной системы и учебных целей, что способствует формированию более продуктивного и целенаправленного образовательного окружения.

— Информационную безопасность раздела обеспечивают такие системы как "Единая система идентификации и аутентификации” и "Система межведомственного электронного взаимодействия”. А какие еще меры приняты для безопасности пользователей и против утечек данных?

— Действительно, "Единая система идентификации и аутентификации” и "Система межведомственного электронного взаимодействия” играют ключевую роль в безопасности и обмена данными с интегрированными системами на портале. Эти системы соответствуют требованиям российского законодательства в области обработки и защиты персональных данных. Но также были предприняты все меры по безопасности при разработки раздела, в том числе уже использующиеся на портале. Безопасность данных пользователей раздела обеспечивается через комплекс мер, направленных на защиту персональной информации и предотвращение несанкционированного доступа, применяя SSL/TLS для защиты данных, многофакторная аутентификация, регулярные аудиты и тестирование на проникновение. Безопасность портала также зависит от самих пользователей. Важно использовать сложные пароли, не передавать свои данные третьим лицам и следить за безопасностью своих устройств, чтобы предотвратить возможность фишинговых атак и других видов мошенничества.

— Успешно занимаясь цифровизацией образования, в том числе речь идет о создании проекта "Сферум” для дистанционного обучения школьников, вы наверняка использовали софт и решения иностранных вендоров. Но реалии требуют импортозамещения и перехода на отечественные продукты. Как эти процессы влияют на цифровизацию?

— Безусловно, переход к отечественным решениям требует больше времени на разработку, адаптацию и интеграцию новых продуктов в существующую образовательную среду, что может замедлить некоторые аспекты цифровизации. Возможные задачи включают разработку ПО, соответствующего текущим технологическим и образовательным стандартам, а также обеспечение совместимости с уже используемыми системами и данных. Но это решаемые проблемы.

На мой взгляд импортозамещение открывает перспективы для развития внутреннего рынка IT-технологий и стимулирования инноваций в сфере образования. Инвестиции в разработку и внедрение отечественных образовательных платформ и приложений могут способствовать повышению качества образования, учитывая специфические потребности и контекст. Кроме того, это может улучшить безопасность и контроль данных, что особенно важно в современных условиях.

Для минимизации возможных рисков замедления цифровизации процесс импортозамещения должен сопровождаться поддержкой со стороны государства в виде финансирования, нормативной поддержки и стимулирования исследований и разработок в области образовательных технологий.

— Невозможно не затронуть тему Искусственного интеллекта. Расскажите как нейросети внедряются и в систему цифрового образования и как ИИ способен в ближайшем будущем повлиять на образование школьников и студентов?

— Цифровые инновации — важный элемент развития современного образования, а с помощью ИИ достигается высокая степень персонализации обучения, что позволяет точно адаптировать учебные материалы и задания под индивидуальные особенности и потребности каждого ученика, которые динамически меняют сложность заданий и темп обучения в зависимости от прогресса ученика и поддерживает мотивацию учащихся. Кроме того, автоматизация административных и оценочных процессов значительно сокращает рутинную нагрузку на преподавателей, позволяя им сосредоточиться на поддержке и развитии студентов. ИИ также обеспечивает мгновенную обратную связь, что является ключевым фактором для быстрого освоения материала. Технологии искусственного интеллекта и виртуальной реальности могут сочетаться для создания интерактивных учебных сред, делая обучение более захватывающим и практическим. Я уверен, в ближайшем будущем ожидается, что ИИ не только углубит индивидуализацию обучения, но и расширит возможности интерактивного и практического обучения, сделав его более доступным и вовлекающим. Однако для гармоничной интеграции ИИ в образовательную среду критически важно уделять внимание этическим аспектам и защите персональных данных.

Автор Александр Приходько
Александр Приходько — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Редактор Елена Тимошкина
Елена Тимошкина — шеф-редактор Правды.Ру *
Обсудить