Главная тема в новостях наступившей недели - гибель Ан-48 "Саратовских авиалиний", который разбился через несколько минут после вылета из московского аэропорта Домодедово, откуда должен был отправиться в Орск. Авиакомпания приостановила полеты на Ан-148-100 (их в ее парке шесть) и обратилась к СМИ с призывом "не муссировать слухи и версии" до окончательного вывода экспертов о причине катастрофы. Однако, учитывая массу сопутствовавших ЧП подозрительных обстоятельств, гипотезы не могут не появляться.
Как пояснил "Правде.Ру" заслуженный пилот России, член президентской комиссии по развитию авиации гражданского назначения Юрий Сытник, "постепенно все версии одна за другой отсеиваются, потихонечку все вычеркивается, и остается самое страшное - это подхват самолета, сваливание в пикирование и всё".
"А дальше - необратимые последствия. Пилот пытался бороться, но рулей уже не хватает, идет затенение руля высоты, и самолет из этой ситуации не выходит", - описал эксперт предполагаемую картину происшествия.
По его словам, первоначальная версия СМИ - о столкновении Ан-148 с каким-то другим воздушным судном, вряд ли имеет право на существование: "В облаках это все случилось, на высоте около 2 тыс. метров - там вертолеты не летают в московской зоне, беспилотники и дроны тоже в такую погоду там не летают".
Никто не выжил: все подробности крушения Ан-148 под Москвой
В случившемся эксперт видит другое - "это очень большая болтанка, перегрузки на борту: то есть была переменная перегрузка, самолет попал в "хороший" восходящий поток, и его из-за болтанки просто сбросило вниз, потом подхватило (так называемый подхват)".
"Далее идет необратимый процесс. У этих самолетов (с таким расположением руля высоты) есть такой эффект - невозвратное положение. Если вовремя не парировать бросок восходящего потока, то угол атаки становится закритическим, самолет поворачивается вдоль продольной оси и идет на снижение с разгоном. После достижения определенной скорости (скорости разрушения) в воздухе могут отлетать люки, щитки - и это могло привести к эллипсоидному разбросу деталей.
Дальше происходит то, что произошло в свое время в Казани с самолетом Boeing 737, что произошло с Boeing 737-800 FlyDubai в Ростове-на-Дону, - там заход на посадку, а здесь взлет, но условия были примерно одинаковые: тоже болтанка, облачность, пилот не видел положения самолета, допущена ошибка при пилотировании, подхват самолета и пикирование вплоть до земли.
Когда летчиков готовят, они эти явления хорошо изучают, и есть рекомендации по пилотированию самолета в условиях сильной турбулентности (она бывает слабая, умеренная и сильная - три категории болтанки). В условиях сильной болтанки есть рекомендации по пилотированию, которые нужно выполнять, ни в коем случае нельзя ни отдавать штурвал от себя, ни на себя брать - нужно замереть, примерно как это делает автопилот. Автопилот умнее человека, он реагирует на любое внешнее возмущение, а люди думают, что они очень умные и начинают бороться с этим, и происходят необратимые последствия.
СМИ: разбившийся под Москвой Ан-148 эксплуатировали с нарушениями
Но это не факт. Я не хочу обвинять ни экипаж, ни пилотов, пока рано это говорить. Пока - условия такие были созданы, что самолет помимо воли пилотов вошел в такую турбулентность, а турбулентность пилоты не заказывали. Поведение самолета опять же не совсем зависит от летчиков. А летчики, скорее всего, до конца боролись за жизнь. В московской зоне, когда такие броски по высоте, тут хотелось быстренько исправить...
Но против этой версии может служить еще один фактор - причем очень серьезный: обычно экипаж докладывает диспетчеру, что встретился с очень интенсивной болтанкой, высокой турбулентностью. Здесь ничего сказано не было, скорее всего, этого могло не быть. Тогда остается только взрыв на борту", - подытожил Юрий Сытник.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.