Откуда черпают человеческие ресурсы преступные группы? Запрещенные на территории России террористические организации изыскивают разные способы вербовки новых членов. Одним из таких каналов является сращивание уголовников всех мастей с экстремистами.
В своем недавнем выступлении на пресс-конференции руководитель Антитеррористического центра (АТЦ) СНГ Андрей Новиков отметил, что новым фактором, создающим риски для безопасности государств-участников СНГ стало сращивание терроризма и экстремизма с общеуголовной преступностью. Возьмем пример. Гражданин любого государства, входящего в состав СНГ, уехавший воевать на стороне международных террористических организаций, после возвращения на родину подлежит привлечению к уголовной ответственности по законодательству той страны, гражданином которой он является.
"Оказавшись в пенитенциарном учреждении часть этих лиц продолжают преступную деятельность, вовлекая в организацию террористических или экстремистских структур других осужденных", — пояснил Новиков.
Президент международной ассоциации ветеранов спецподразделения "Альфа" Сергей Гончаров в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" напомнил, что эта проблема возникла не сейчас и не вчера.
"Будучи еще депутатом Московской городской Думы, как президент ассоциации ветеранов "Альфы", я уже говорил на эту тему, но вижу ен совершенно иначе. Преступники, которые осуждены за терроризм и экстремизм, находятся в наших тюрьмах, в тех камерах, в которых находятся и простые уголовники, возможно, к экстремизму и терроризму никакого отношения не имевшие. Но они, в любом случае, подвергаются очень серьезному влиянию, агитации. Особенно люди, исповедующие ислам. Данная проблема сейчас очень серьезно стоит не только в России и в странах СНГ. Она должна решаться на государственном уровне. Как я уже предлагал, надо делать отдельные камеры, чтобы не могли эти бандиты проводить свою агитационную работу в тюрьмах".
Более точно временные рамки возникновения обсуждаемой ныне проблемы указал генерал-майор ФСБ РФ в отставке Евгений Лобачев. В интервью "Правде.Ру" чекист сказал, что "задуматься об этом раньше было просто невозможно. Проблема терроризма существовала всегда, но проблема экстремизма, сочетающегося непосредственно с терроризмом, возникла только после возникновения сначала "Аль-Каиды", "Талибана". Дальше все это переросло в ИГИЛ. Это совершенно искусственно созданные, воспитанные и вынянченные организации. Трудно поверить, что здравомыслящие люди поведут политику таким образом, что она приведет не просто к возникновению ИГИЛ, а к дружественной ИГИЛ. Это же креатура США. Ну как можно было от здравомыслящих политиков ожидать такой политики, если это вообще можно назвать политикой".
"Мы всегда боролись, боремся и будем бороться с терроризмом, а куда девать террористов? — задается вопросом Лобачев. — Мы же имели неосторожность отказаться от смертной казни. В результате, имеем то, что имеем. Мы вынуждены содержать эту шваль в тюрьмах. А в тюрьмы попадают люди всякие. Как правило, не самые законопослушные и не самые стрессоустойчивые. Результат налицо: террористы тут же находят благодарных слушателей, которые легко поддаются влиянию, внушению. Происходит сращивание всех основных массовых видов преступности. Конечно, нельзя этого было предусмотреть. Это начинает возникать у нас на глазах".
Что касается мирового опыта решения аналогичной проблемы, то оба собеседника нашей редакции не знают о таком.
"Нет такого мирового опыта, — утверждает генерал Лобачев. — Израиль всегда боролся с обыкновенным терроризмом, который был связан, прежде всего, с религиозной национальной почвой. Израиль боролся с экстремистами и с террористами, которые сами боролись за собственное существование. Если это вообще можно называть справедливой борьбой, она была в какой-то мере справедлива. Сейчас совершенно другое. Это как болезнь. Это страшная инфекционная болезнь, от которой пока не придумана ни вакцина, ни даже лекарство, кроме пулеметов и пушек".
По словам руководителя АТЦ Андрея Новикова, "проблема приобрела серьезный масштаб, прежде всего, в центральноазиатских государствах Содружества, наши партнеры столкнулись с ней несколько раньше. И технологии противодействия вербовкам получили апробацию именно там". В качестве насущной меры Казахстан предложил создать в стране отдельные колонии для террористов.
Это нашло полное понимание со стороны Сергея Гончарова: "Совершенно верно. Я еще раз говорю, проблема сразу будет решаться. Если в Казахстане для этого есть экономические предпосылки, конечно. И самое правильное, создавать отдельные колонии для экстремистов и террористов, и отдельные колонии для бытовых преступников. Мы пока, как я понимаю, экономически эту проблему не тянем, тогда надо хотя бы сделать отдельные корпуса, отдельные камеры".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.