Секты опутали соцсети

Профессор миссиологии: Детям нужно рассказывать о сектах

С началом нового учебного года актуальным становится вопрос совершенствования не только обучения, но и воспитания. Пример того, как это важно, — нашумевшее дело Варвары Карауловой, которая сейчас находится под административным арестом. Но делать выводы надо не только органам правопорядка, а прежде всего обществу.

Радикалы, исповедующие терроризм, тоталитарные секты и прочая нечисть, как и отец их дьявол, вынуждены маскироваться и лгать. Ведь даже в криминальных кругах и среди неадекватных личностей мало кто захочет выступать на стороне явного абсолютного зла.

В глобальном информационном и высокотехнологичном мире для оболванивания людей созданы прекрасные условия. Поле битвы за души с наступлением информационной эры во многом переместилось в интернет. Ведь именно здесь молодые люди проводят большую часть времени. И именно неопытных, духовно незрелых индивидуумов гораздо проще заманить в тщательно расставленные сети, заморочив голову белибердой про якобы высокие цели, истинно божественную религию или простую человеческую любовь.

Что можно противопоставить тоталитарным лжеучениям? Как разоблачить замаскированную ложь, подтасовки и изощренные уловки вербовщиков? Об этом Pravda. Ru рассказал профессор кафедры миссиологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект Александр Дворкин.

— Как сейчас вербуют в ИГИЛ и различные секты? И как можно уберечь себя и близких от этого? 

— Мы привыкли воспринимать, что сектанты — это уличные вербовщики, так действительно было в 1990-х годах. Они еще остались на улице, но там их уже гораздо меньше. Сейчас большая часть вербовки — не только запрещенной в РФ ИГИЛ, но и других сект — идет через социальные сети. И вербовка через интернет, как показывает практика, гораздо более эффективна, чем уличная вербовка. Уличных вербовщиков специально обучают опознавать людей, которые переживают стресс, нуждаются в компании или поддержке, утешении. Но на улице все-таки очень сложно определить человека, который окажется более подвержен психологическому воздействию. В социальных сетях все гораздо проще, потому что все, как на ладони.

Молодежь постоянно пропадает в социальных сетях и выкладывает там массу личной информации. На улице никто про себя таких подробностей не расскажет, а тут они выкладывают это всему миру, не зная кто это будет читать и как этим воспользуется.

В Сети можно сразу увидеть, кто с кем общается, какие события у человека происходят, кто про что говорит, чем интересуется, за что переживает. С этими знаниями уже можно подходить к человеку адресно, предлагать ему то, что ему в данный момент нужно. Поэтому надо быть очень осторожным в интернете. К сожалению, молодежь очень часто не желает к этому прислушиваться. Печальная судьба Варвары Карауловой — только один пример. Но есть многие тысячи таких же, как она, про которых просто ничего не известно. Таких людей очень много, потому что вербовщики работают очень активно. Поэтому нужно вновь и вновь повторять призывы к элементарной осторожности. Любая личная информация о вас, которую вы выкладываете, представляет опасность для вас же. Есть большая вероятность, что ей воспользуются недобрые люди в недобрых целях.

— Как можно понять, что молодого человека пытаются завербовать?

— Сразу это далеко не всегда легко заметить. А потом уже, когда человек исчезает, может быть уже поздно. Но если человек очень воодушевлен, рассказывает о каких-то новых знакомых, начинает пропадать в неизвестных местах, у него меняется характер, то это серьезный повод. Надо насторожиться, когда у человека меняется поведение — он был одним и вдруг резко отказывается от всех прежних привычек, например, не пускает к себе в комнату любимую собаку или отказывается поздравить бабушку с днем рождения… Бывает, родители замечают, что их ребенок стал как робот, действует не по своей воле, а как будто кто-то им руководит. Конечно, родителям нужно стараться смотреть, на какие сайты ходят молодые люди, в каких социальных сетях пропадают, что они там о себе выкладывают, кому что о себе сообщают. Потому что, предупредить всегда намного легче, чем потом лечить проблему.

— Сколько времени обычно нужно вербовщику, чтобы повлиять на сознание человека?

— Есть разные методы манипуляции сознанием. Но никаких общих цифр здесь быть не может, это все строго индивидуально. Потому что зависит от характера человека: есть люди более внушаемые, есть менее внушаемые. Зависит и от ситуации, в которой человек находится. Если у него есть какие-то проблемы, то чем тяжелее проблема, тем он будет более внушаемым. Большое значение имеет, насколько совпало сектантское предложение с тем, что человеку нужно. Вербовщик тоже может ошибиться и проколоться, предложить человеку то, что ему не интересно, или какие-то вещи, на которых он уже обжегся и знает, что от этого надо беречься. Но бывает, что достаточно нескольких разговоров или встреч.

— Куда надо обращаться? Каковы шансы вернуть человека к нормальной жизни?

— Шанс всегда есть, и пока есть жизнь, есть надежда. Но, конечно, чем сильнее человек увяз, тем сложнее. Есть организации, которые входят в Российскую ассоциацию центров изучения религии и сект.

Пронзительный призыв Юлиуса Фучика: "Люди, будьте бдительны!" относится не только к фашизму, но и к тоталитарным сектам, террористическим организациям, ко всем проявлениям тьмы и ненависти. Это опасно для конкретного человека и всего человечества. Поэтому будьте бдительны!

Подготовил к публикации Юрий Кондратьев

Беседовала Марина Архипова

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Марина Архипова
Марина Архипова — журналист, телеведущая, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить