По делу разбившегося в Ростове-на-Дону Boeing 737-800 появилась версия об умышленных действиях первого пилота. Человеческий фактор рассматривается в качестве приоритетного. "В ходе предварительного расследования предположительно установлено, что командир воздушного судна отдавал отчет в своих действиях, адекватно оценивал ситуацию и положение самолета относительно земли, при этом он 12 секунд удерживал кнюпель и привел стабилизатор в режим пике", - сообщил "Интерфаксу" неназванный источник.
Boeing 737-800 авиакомпании Flydubai с семью членами экипажа и 55 пассажирами потерпел крушение в ночь на 19 марта при посадке в Ростове-на-Дону. Все находившиеся на борту люди погибли.
По данным речевого самописца — "черного ящика", командир "Боинга" не отвечал на вопросы второго пилота о целесообразности своих действий, а только говорил, что "все нормально". При этом его интонация была спокойна, нервозности в его голосе отмечено не было.
Еще в марте "Коммерсантъ" сообщал о якобы произошедшем незадолго до катастрофы конфликте пилотов "Боинга". После того как летчик совершил ошибку при выполнении маневра, его напарник попытался перетянуть штурвал на себя. Пилоты поняли, что самолет начал падать, когда было уже поздно — он стремительно приближался к земле.
С момента трагедии прошло пять месяцев. Пока завершено только предварительное расследование, окончательные выводы еще не сделаны. Хотя, конечно, в эпоху глобально-информационного общества в интернете уже в первые дни появилась масса всевозможных предположений, как чем-то обоснованных, так и абсолютно нелепых.
По прошествии времени, когда стала появляться достоверная информация и начали проясняться детали, какие-то осторожные выводы начали озвучивать и специалисты. Pravda. Ru решила поинтересоваться мнением экспертов. Возможно, это не только позволит лучше понять ситуацию с организацией воздушного движения, но и поможет дальнейшему расследованию трагического происшествия.
— Какие нормы по состоянию здоровья, в том числе психического, действуют сегодня для пилотов гражданской авиации?
Вице-президент профсоюза летного состава России, заслуженный работник транспорта Альфред Малиновский: Правила существуют, есть приказ о годности пилота к летной работе, начиная с набора абитуриентов, но уже около десяти лет используется термин "условно годен". Это потому что сейчас из школы выпускается только процентов 10 абсолютно здоровых людей. Молодежь пошла хлипкая, и выбор уменьшился. Ну, а далее, когда летчик приобретает опыт, то существует индивидуальный подход. Допускаются какие-то отклонения в здоровье, какие-то допуски становятся больше, нежели вначале работы. Но есть четкие регламенты, сроки прохождения медицинской комиссии".
— Что нужно для того, чтобы психика летчиков была нормальной?
А. М.: Для любого человека важны отношения в семье и с окружающими. Часто роковым становится фактор времени. Пилоты торопятся приземлиться. Например, при аварии в Иваново пилот был опытный, много раз приземлялся в этом аэропорту. Нужно было уйти на второй круг, спокойно зайти и снова рассчитать, а он спешил, поэтому придавил штурвал, разогнал скорость, полосы не хватило, выкатился — катастрофа.
А виновато командование, потому что нужно было создать условия, выделить машину, чтобы экипаж не торчал там всю ночь. Существует много других нюансов. Например, когда экипаж знает, что на борту есть неисправность, не исправен какой-то блок, но хозяин (сейчас это часто встречается) экономит. Действует "закон подлости": в воздухе добавляются другие мелочи, и эти мелкие неисправности накладываются одна на другую.
Даже если это все не приводит к катастрофе сразу, то в любом случае действует на психологию. Дальше — экономия на топливе. Запас топлива дается минимальный: лишнее топливо не возить, тютелька в тютельку. Очень многие такие нюансы имеют огромное значение. Все эти вещи давят на человека.
Здесь очень важным фактором служит нормальная страховка пассажиров, которая предусматривает огромные санкции. В странах, где страховка пассажиров происходит по цивилизованным нормам, авиакомпании за летчиком смотрят, хотят, чтобы летчик был здоровым, отдохнувшим, не заставляют его работать без выходных, превышать максимальное рабочее время.
К сожалению, и психологи в авиакомпаниях не всегда достаточно квалифицированы. Они не всегда могут определить состояние человека, раскрепостить и расположить его к какой-то откровенной беседе. В Домодедово лет 25 назад девочка-психолог своими тестами отбраковала самых лучших летчиков: спокойных, опытных и т. д. Поэтому в эту психологическую контору я лично не верю.
Нужно создавать условия для летчика, чтобы летчик чувствовал, что о нем заботятся, а не эксплуатируют, как ишака.
— Насколько правдоподобной для вас выглядит версия, что у пилота были проблемы с психикой?
Заместитель председателя комитета Государственной думы по безопасности Олег Денисенко (фракция КПРФ): Сейчас возник вопрос психического здоровья не только пилотов, но и всех, кто нас возит — машинистов поездов, капитанов кораблей, водителей автобусов. В данном случае я очень сомневаюсь, что у пилота были какие-то психические отклонения, которые никто не заметил до этого. Но можно предположить, что человек впал в состояние ступора, когда вроде как и отвечает, а на самом деле уже не контролирует свои действия. Может возникнуть состояние, когда человек уже испугался и понимает, что ситуация — критическая, и т. д.
Я не знаю, как проверяют состояние летчиков в зарубежных авиакомпаниях, но могу предположить, что не хуже, чем у нас. Когда есть неясность в отношении состояния их здоровья, в том числе психологического, всегда примут решение обезопасить людей. Поэтому у меня нет никаких сомнений в том, что проверку в отношении психического и физического состояния перед полетом летчики проходят очень скрупулезно.
— Есть предположения, что пилот мог быть членом террористической организации. Насколько вероятна эта версия?
О. Д.: Это уже другая история. Во-первых, исключать ничего нельзя. Второе, мне в жизни приходилось видеть состояние людей, которые готовы на что-то подобное. Спокойных, уравновешенных, уверенных в своих действиях я не видел. Человек понимает, что через несколько секунд умрет. Поэтому, что бы ему ни говорили, какие бы ему на небесах ни прочили прелести, он не может просто сидеть, спокойно отвечать, не реагировать, не краснеть, не потеть.
Мы на данный момент можем пользоваться информацией, которую получили из самописцев и переговоров. Но как пилот выглядел при этом, насколько был спокоен и почему, мы не знаем. Поэтому нельзя исключать вариант, что он мог быть завербованным. И как итог этой вербовки — крушение данного самолета.
Мнения экспертов в чем-то совпадают, в другом — расходятся или дополняют друг друга. Это и не удивительно. Ведь не все обстоятельства трагедии до сих пор ясны. Расследование продолжается. Нам остается надеяться только на то, что появятся новые данные, и события максимально прояснятся. Хотя в истории осталось много тайн, загадок без ответов. Возможно, к ним добавится еще одна.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.