Главный детский психиатр города Москвы Анна Портнова, побывавшая в гостях у Pravda.Ru, так рассказывает о современных нагрузках на детей (школе, кружках, курсах): "Представьте, что вы работаете бухгалтером, вы приходите с работы, берете лыжи, идете катаетесь, потом берете учебник английского языка, идете на курсы английского, а когда вы вернулись домой, возьмите, пожалуйста, свои бухгалтерские бумаги и делайте уроки".
— Говорят, что только три процента детей оканчивают школу здоровыми. Несколько лет тому назад были проведены исследования, результаты которых показали, что на первом месте у школьников — заболевания желудочно-кишечного тракта, на втором месте — костно-мышечная система, на третьем когда-то были органы зрения, а сейчас это неврология и психиатрия. Так ли это? Что говорит статистика?
— Статистика именно так и говорит, но мне представляется, что наших пациентов гораздо больше, потому что, к сожалению, не все родители понимают, что если с ребенком что-то не то, нужно обратиться к специалисту. То есть в учет статистики попадают только самые тяжелые случаи, когда уже все запущено. А когда у ребенка только начинается неврастения, какая-то легкая депрессия, невротические расстройства, родители не считают нужным обращаться, думают, что само пройдет. А надо бы обратиться вовремя.
— А на какие сигналы родители должны сразу обращать внимание?
— В каждом возрасте свои сигналы. Каждый ребенок младшего возраста реагирует на неблагополучие в окружающей среде по-разному (отлично, например, от подростка). Сейчас дети перегружены в начальной школе. Родители считают, что раз началась школа, то закончилось детство, и теперь их задача — как можно больше знаний и умений вбить в голову маленькому ребенку. Заканчивается свободное время, начинается по несколько кружков, занятия спортом, английским, танцами — всем, чем угодно.
И когда пытаешься выяснить, когда же у ребенка свободное время, родители удивляются: "Зачем ему? Он будет глупостями заниматься, пускай учится". И к концу первого класса начинается заикание, энурез, нарушение сна, слезливость, нарушение поведения — очень широкий спектр невротических расстройств.
Подростки реагируют по-другому на те ситуации, когда их, по сути, передавливают педагогическими мерами и учебной нагрузкой. У детей подросткового возраста идет протестная реакция, поведенческие расстройства, уходы из дома, появляется конфликтность, агрессивность. Это тоже, я считаю, случаи психологического дискомфорта и психиатрической патологии. Они не все требуют медикаментозного лечения (этого и боятся родители, поэтому и не обращаются). Гораздо чаще помогает психотерапия, психокоррекция, просто объяснение родителям, какой должен быть режим у ребенка, как он должен питаться и так далее.
— Но родители тоже неспроста давят на ребенка и требуют много учиться. У меня сейчас внучка младшая идет в первый класс, и она уже должна уметь читать, писать, считать с определенной скоростью. Она занимается в "Дошколенке", ей уже учитель пишет "очень плохо". При том, что фактически ставят оценки маме, которая кандидат наук и занимается со своим ребенком.
— То есть начинают еще нагнетать, усиливать тревогу, волнение у ребенка, и ставятся неправильные акценты. Считается, что хорошие оценки в школе — это залог будущей успешности. А на самом деле это совершенно не так. Я обращаюсь к родителям — обернитесь и посмотрите на свой класс, кто чего достиг? Где ваши отличники? Где ваши троечники?
— Выходит, учеба сейчас перестала быть социальным лифтом?
— Успеваемость никогда не служила лифтом, и есть очень много успешных, гениальных людей, и мы о них знаем, которые плохо учились в школе. Например, Эйнштейна считали умственно отсталым. Марк Твен плохо учился, Пушкин — так себе. Моцарта из-под палки отец заставлял заниматься пианино. Вот это нужно помнить.
Во-вторых, родители должны представить себе такую ситуацию: ребенок пошел в первый класс, он там целый день, пять-шесть часов сейчас при пятидневке, и он приходит домой, а его покормили, повели на каратэ, потом на музыку, на следующий день у него английский с танцами, и приходит он домой в восемь, и садится за уроки.
Вот я предлагаю родителям, представьте, что вы работаете бухгалтером целый день, вы приходите с работы, берете лыжи, идете катаетесь, потом берете учебник английского языка, идете на курсы английского, а когда вы вернулись домой, возьмите, пожалуйста, свои бухгалтерские бумаги, и делайте уроки на завтра. Вот что вы устраиваете своему ребенку! И так каждый день.
Для него школа — это очень большая нагрузка. Первый класс — это не только учебная нагрузка, новые знания. С этим ребенок легко справляется. Это эмоциональная, социальная нагрузка, ему нужно подчиниться дисциплине, ему нужно построить отношения с одноклассниками. Любой конфликт может быть для него очень болезненным. И все это накапливается, присоединяется еще усталость от нагрузок, и мы получаем на выходе в 70 процентах плохое здоровье.
— А соответствует ли физиологии эта учебная нагрузка? Когда я пришла учиться в советскую школу, мне было восемь лет, и я не умела ни читать, ни писать, ни считать. Меня всему научили. А сейчас я, например, уже со второго класса не могла помочь своей старшей внучке по математике.
- К сожалению, за психиатрической экспертизой никто из органов образования не обращается. Обращаются с целью, например, определить вред мультфильма "Ну, погоди!" для здоровья. Это беспокоит чиновников от образования. А смотреть, насколько нагрузки соответствуют среднему нормативному ребенку, они не хотят.
Переносимости нагрузок очень индивидуальные: какой-то ребенок конституционально крепкий, он выносливый, и он охотно принимает всю информацию, все нагрузки, он неутомляем, а есть слабый тип нервной деятельности, и ему нужно, может быть, больше свободного времени, меньше нагрузки.
— Можете дать какие-то рекомендации родителям?
— Хочется, чтобы родители прислушивались к своему ребенку, учитывали и его желания и относились даже к самому маленькому ребенку как к личности. Конечно, надо исключать физические наказания. Это категорически, я считаю, недопустимо.
— Как вы относитесь к тому, что теперь при поступлении в первый класс требуют освидетельствования ребенка психиатром, то есть ты должен принести от него справку для медицинской карты?
— На мой взгляд, посещение врача должно исходить из желания родителя. Если он не считает нужным вести ребенка к психиатру, не надо заставлять его это делать. Школа не имеет права заставить, потому что у нас образование доступно для всех.
С другой стороны, я не вижу ничего страшного сводить ребенка к психиатру. А почему нет? Почему бы на всякий случай не показать и психиатру ребенка, вы же водите его к зубному. На учет же его никто не ставит во время диспансеризации.
— Вам не кажется, что сейчас стало больше детей гиперактивных, с синдромом дефицита внимания? С чем это может быть связано? Эти дети идут в общеобразовательную школу, и учителю как-то нужно с этим справляться, а детям контактировать, жить и получать образование.
— Совершенно верно, и в этом году вступает в силу закон об образовании, согласно которому ребенок с любыми нарушениями имеет право пойти в любую школу по выбору родителей. Даже если ребенок глубоко умственно отсталый, мать имеет право потребовать от директора, чтобы этого ребенка приняли в обычный класс.
Но другое дело, что он не получит знаний там, потому что ему нужны знания в специальной форме, адаптированной. Во всем мире имеется тенденция к увеличению количества детей с отклонениями в развитии. Возможно, это такая плата за эволюцию, плата за успехи в неонаталогии, в акушерстве-гинекологии, ведь сейчас выхаживают детей и с критической массой тела, и с тяжелой патологией беременности. То есть все-таки медицина достигла высокого уровня, и хорошо, что таких детей спасают, но нужно иметь медицинскую систему выхаживания. А вот в этой системе у нас провал, к сожалению.
— Но у нас же была хорошая коррекционная школа, как таковая педагогическая, связанная с этими делами. Что с ней стало?
— Да, очень хорошая у нас коррекционная педагогика, школа дефектологии. Но, к сожалению, в силу каких-то экономических трудностей сократили должности логопедов в поликлиниках. А как без логопеда? Это становление речи, это формирование мышления. Все мы ходили в детстве к логопеду бесплатно. Сейчас это платная услуга в поликлинике, а стоимость такова, что не каждый родитель может несколько тысяч потратить на занятие с логопедом.
Подготовила к публикации Мария Сныткова
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.