В каких условиях учатся и растут наши дети? Почему современные школьные нагрузки выглядят очень завышенными? Дело в количестве материала или в неправильной его подаче? Что такое действительно хорошая школа? И почему нужно всегда быть на стороне своего ребенка? Эти вопросы обсуждают главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и академик Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких.
- Недавно были изменены санитарные нормы и правила для школ. Что изменилось?
- Да, внесены изменения в СанПиНы в декабре 2015 года. Это очень большой документы, который регламентирует практически все стороны жизни ребенка в школе, прежде всего гигиенические нормативы. Это - требования к зданию и участку, к организации учебного процесса и организации питания. Эти дополнения и изменения внесены в санитарные норма и правила, которые впервые разработаны в 60-х годах прошлого века.
Теперь появились компьютеры, электронные доски и так далее. Все это теперь тоже регламентируется. Часть изменений и нововведений в СанПиНах вызывают тревогу. Главное, что интересует родителей - это гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки учащихся. Родители часто жалуются на то, что дети очень много времени проводят в школе. Бывает по 7 уроков и еще факультативов, на который все обязательно должны придти.
Одно количество уроков в расписании и совершенно другое в реальности. У нас теперь для всех учащихся введена обязательная дополнительная нагрузка, так называемая внеурочная деятельность. И это - 10 часов каждую неделю, значит каждый день - 2 часа дополнительно. Часы в неурочной деятельности могут быть реализованы в течение учебной недели, в выходные и нерабочие праздничные дни и во время каникул.
Ну, период каникул - это такая маскировка. А дальше - еще одна маскировочка. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, используются для проведения общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализации образовательных проектов, экскурсий, походов, соревнований, посещения театров, музеев и других мероприятий. Но сегодня эта якобы исследовательская деятельность и образовательные проекты - реальная дополнительная нагрузка.
Есть и еще одно дополнение - пункт 21, в котором урок физической культуры фактически вынесен за сетку часов. Это - дополнительные часы, которые скрыты. В итоге получается для обучающихся 8-11 классов - 8 уроков в день. Плюс к ним - еще 2 часа внеурочной деятельности, плюс факультативы. И это - без приготовления уроков. Всего же получается по 11-12 часов!
- Это - новое или раньше такое уже было?
- Такого раньше не было.
- А с чем это связано? Объем знаний большой и постоянно увеличивается?
- Нет. В течение последних 30 лет математики и литераторы постоянно говорят: дайте больше часов, учителя биологии говорят: нам нужен еще курс генетики, дайте часы. Всем нужны часы, часы, часы... Никто не хочет изменить технологию обучения. Она как была 60 и 100 лет тому назад, так и остается. Сегодня вообще очень изменилась подача информации, только в школе не меняется. Все то же самое. Поэтому не хватает часов. И не будет хватать.
Константин Дмитриевич Ушинский больше 150 лет тому назад написал: сегодня найдется мало педагогов, которые не жаловались бы на малое количество часов в школе. Ну, как сегодня! Их действительно мало, пишет Ушинский, если учесть все возрастающую степень знаний человечества. Сейчас - тем более. Но методы преподавания не меняются. Хотя теперь ограничений нет, информацию можно получить не только из книг, а в самом разном виде.
Нужно перестраиваться. Невозможно сидеть и зубрить так, как зубрили 50 лет тому назад. А все это продолжается. Содержание обучения меняется очень мало. Технология обучения практически не меняется, потому что будет электронная доска или не будет электронной доски, не имеет никакого значения. Я недавно была на уроке биологии, была электронная доска, планшет, у каждого ребенка был свой компьютер и микроскоп с очень высоким разрешением.
Но учитель вел урок, как 50 лет тому назад. Микроскоп и планшет были использованы так, как использовался когда-то плакат, на котором была структура листа, жилкование и так далее. Но сам урок учитель выстроил точно так же: он рассказал, он вопросы задал и получил ответы. Но он не позволил детям ничего поискать, над чем-то подумать, организовать какую-то исследовательскую работу, хотя условия все были.
Когда я разговаривали с учителем после урока, задала ей этот вопрос, чем отличался ваш урок от урока 50-летней давности, когда не было этой электроники, а был только плакат. Учительница сказала, что не знает, их этому не учат. И на самом деле не учат педагогов работать со всем этим. Вот в чем проблема.
- Еще ведь надо учитывать и индивидуальность, желания детей.
- Обязательно. Примерно к 12 годам у детей формируются интересы. Но для того, чтобы у ребенка эти интересы сформировались, ему нужно много попробовать. А в современной жизни, когда ребенка с 5-ти лет дрессируют, ему попробовать некогда. Часто родители говорят, что мы отдали его там на тэквондо, например, он две недели походил, сказал, что не хочет, не будет, хочет другое. А мы не разрешаем.
Я спрашиваю: а почему? Ну мы уже решили, уж пусть будет так. Что значит, пусть будет? У него времени попробовать что-то еще не будет. Вот вы решили тэквондо, а если это вообще не его, а ему нужен ручной мяч или кружок мягкой игрушки, еще что-нибудь... Нельзя ребенка заставлять. От этого никакой пользы не будет. Только вред. Из этого в том числе вытекает и очень большая, глобальная проблема: мы растим созидателей или потребителей?
В 90-е годы было заявлено о том, что цивилизованное общество - это общество потребителей. Вот и в школе дали вопросы теста и по четыре варианта ответов. Выбери из четырех вариантов, ты не смеешь придумать пятый вариант ответа, потому что нельзя, его нет. Вообще я не могу объяснить, как происходит реформа современной школы. Она происходит хаотично, бездумно, формально во многом, не просчитываются риски, ну и соответственно, положительный результат ожидать нельзя.
Я предполагаю, что мы спохватимся через какое-то время, как обычно это у нас происходит: ой-ой, что мы что-то не то делали, давайте все ровно наоборот... И так далее. Ни одна реформа у нас не доводится до конца, хотя все с большой помпой начинаются. Любая реформа очень громко рекламируется, а потом потихоньку умирает. Ее никто не отменяет. Она просто потихонечку отмирает. Сколько детей включено в подобные эксперименты и исковеркано ими!
- Сейчас во многих школах проводят экзамен в первый класс. Причем бывают такие вопросы, что и взрослые не знают ответов.
- Они не имеют права этого делать. Департамент образования каждый год издает такие приказы. Это - выбор родителей. Сегодня в школу можно записаться по интернету. Но если вас не устраивает обычная школа и вы хотите в какую-то особенную, особенная отбирает себе детей. Сегодня утром мне позвонила знакомая, которая приехала в очень известную школу, но ее туда не пустили. Она сказала, что она хочет записать туда ребенка, но ей ответили: звоните по телефону управляющему, который сначала с вами поговорит, после этого, возможно, вы будете допущены в школу.
Я бы в эту школу своего ребенка не отдала бы. Потому что это - нечеловеческое отношение к родителям, и вряд ли там будет человеческое отношение к детям. Закрытая школа, школа в которую невозможно войти, где невозможно познакомится с администрацией, узнать какая программа, учебники, условия и так далее - очень сомнительное заведение. Если с вами никто не считается, то какой смысл пытаться туда попасть, тем более - отдавать ребенка. Ну это - выбор родителей. Если бы родители такие школы не выбирали, то они бы быстро погорели.
- Как родитель может узнать правильная школа или неправильная?
- Если вас не пускают на порог, с вами не разговаривают, то - явно неправильная. Если вы хотите рассказать об особенностях своего ребенка, а учитель говорит, что их у него 30, мне некогда будет обращать внимание на его особенности, значит лучше к этому учителю не идти. Тем более если у вашего ребенка есть особенности. Особенности есть практически у всех детей, но есть дети, которые выдерживают нагрузку, равнодушие и требования учителя, и от этого не страдают.
А есть дети, которые страдают. Любой родитель знает своего ребенка. Если он - эмоциональный, чувствительный тонкокожий, конечно, к такой учительнице нельзя. А если ребенок - пофигист, то ничего страшного. Родители часто от этого переживают: у него двойка, а ему хоть бы что. А я обычно говорю: это ваше счастье. Если переживал бы, стал бы невротиком. Родителям, во-первых, нужно быть внимательными к детям, а во-вторых, всегда быть на стороне ребенка.
Подготовил Юрий Кондратьев
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.