В России приступили к формированию Движения школьников. Пока неясно, что получится в итоге. Такая "ситуация неопределенности" создана специально, чтобы общественность обсуждала, предлагала идеи. Что же получится на выходе: что-то вроде пионерии, скаутская организация или что-то принципиально новое? Об этом Pravda.Ru рассказывает глава Московского родительского комитета Руслан Ткаченко.
- Зачем нужна эта новая организация — Российское движение школьников?
- Необходимость такой организации чувствовалась, потому что хочется что-то сделать, а школа имеет некий набор функций, но там не прописана такая организация, а она чрезвычайно полезна.
Здесь решается очень много вопросов, и один из них мы давно задаем: "А к чему готовит школа? И готовит ли она к той жизни, которая будет после школы?". И скорее всего — нет.
- Какая общая система ценностей? Что имеется в виду?
- Это взаимопомощь, умение работать в коллективе, и самая большая ценность — это семья. Дело в том, что школа изначально должна была быть неким подрядчиком, когда родители передавали свои обязанности школе. Это была некая передача полномочий. И если эта новая организация будет основана на идее помощи семье и усилит эту ценность через работу в школе, это будет очень интересный вариант.
- Если будет хорошая семья, будет и хорошее, сильное государство.
- Вот, допустим, у меня три рубля, а у вас пять. Вместе на пять рублей мы можем купить, я не знаю, там кусочек хлеба. И мы такие: "Как купить кусочек хлеба?" Есть другой вариант. Мы с вами решили, что мы хотим съесть торт, у нас пять рублей, но этого мало, и мы начинаем думать: какими возможностями можно получить кусок торта? Можно деньги занять, можно заработать, можно просто где-то там сплясать и получить торт, и когда мы видим перед собой цель — торт, у нас совершенно другая идет работа.
И варианты позитивного будущего, светлого будущего опять-таки можно сконцентрировать на семье.
У нас есть любимая притча — это про маркер: маркер может замазать все вокруг, но не может замазать одну единственную вещь — себя. Чтобы быть замазанным ему нужен второй маркер. То есть, ты можешь делать счастливыми других, ты можешь любить других, но себя ты любить не можешь, потому что это не та любовь, которая даст счастье. Поэтому как раз в основу всех этих движений, ложится работа с ценностями: ценность дружбы, любви.
- Я вижу только одно движение, на которое можно как-то посмотреть и скопировать организационно, — это скаутское движение.
- А зачем копировать? Во-первых, я надеюсь, что будет запрос информации с мест. Сейчас у нас финансирование НКО идет по принципу грантов, когда ты предлагаешь идею, а государство смотрит… Оно даже смотрит по большому счету не на идею, а на твою способность — сможешь ты эту идею выполнить или нет? Как говорится: "Идеи не патентуются, патентуются решения".
Если ты предложил хорошую идею, и ты ее сможешь выполнить, тебе дадут деньги. Почему бы по такой системе не сделать общественные организации в школе?
- Организационно как это будет выглядеть? Будет ли, допустим, съезд? Или каждая школа сама решит, что она хочет делать? Или это будет унифицировано для всей России?
- Я не думаю, что это будет унифицировано. Про унификацию сейчас разговора не идет.
- То есть одна школа будет ходить в походы всей школой, что-то искать, какие-то памятники восстанавливать, потом какие-то выставки делать. А другая школа будет печь пирожки, организовывать какую-то фабрику. А третья школа будет еще что-то свое придумывать?
- Сейчас есть все инструменты поднять пласт идей, собрать тех же самых учителей, родителей, школьников и подумать, что бы они вместе хотели. Опыт такой есть. Проходило множество всяких мероприятий, типа Селигера, приезжали студенты, молодежь, которая что-то хотела сделать, и их спрашивали — ты что у себя хочешь сделать? Они говорили — я хочу сделать так. Давай мы с тобой поговорим, что такое проект, давай мы тебя научим.
Школа довольно-таки жестко зациклена. Есть закон, есть программы, есть учебники. Но даже учитывая вот эту жесткую консервированность, учитель может выйти и совершенно по-разному дать урок.
Здесь будет выделенный бюджет. Если в школе не проводят никаких мероприятий, то будет вопрос — почему? Им нужно будет генерировать какие-то идеи. Ведь сейчас миллиарды рублей уходит на гранты. Как оценить? И сейчас развивается институт оценки — кто что сделал, в том числе и в школе: кружки, секции и те самые общественные организации.
Общественная организация — это не обязаловка. Ну, конечно, перегибы на местах всегда будут, но массово обязаловки не будет. Я уверен. У этой организации нет задачи конкурировать и забрать у школ все-все-все. По большому счету, задача как-то более-менее объединить. Эффект Силиконовой долины во многом такой мощный оттого, что внутри конкуренции нет, они обмениваются тем, что получилось, они общаются.
Это повод, допустим, для школы, чтоб не отстранялись родители, чтобы школа с родителями думали, как сделать общественную организацию. И я вообще не вижу проблем. Я вижу огромное количество различных путей, в разных регионах, чтобы сделать эту идеею просто шикарной. Особенно, если учесть, что она уже имеет обязательства по финансированию.
- Получается, можно учиться в одной школе, а в организации участвовать совершенно в другой школе?
- В Москве это может быть легко, потому что есть холдинги, где разные школы. И опыт московских холдингов уже позволяет говорить о возможности таких проектов, когда, допустим, здесь кадетский корпус, а здесь лингвистический — они обмениваются идеями и получаются очень интересные проекты и программы.
- "Росмолодежь", то есть Федеральное агентство по делам молодежи, объявила какой-то конкурс по организации этого движения? Или они что-то сами придумают, а потом вам выдадут?
- Я не думаю, что они будут что-то фундаментальное выдавать в плане каких-то обязательных писем и так далее. Это не будет в формате закона, исполнение на местах будет разное.
Вот мы говорим Российское движение. Честно говоря, здесь есть некий казус. Потому что, если посмотреть по указу, то организационная форма — это общественно-государственная организация. Непонятно.
Признаться честно, если бы была идея просто возродить скаутское движение, то это бы делалось другим, более четким указом, это было бы без обсуждения.
- А много денег дали?
- Пока не дали — имеется в виду, что будет целевое финансирование. Деньги бюджетные, они расписаны все постатейно. Если деньги заработала сама школа, то есть специальный закон, по которому будет все рассчитываться. Теперь говорят, что будет бюджетная строка.
- Руслан, вы за то, чтобы это решали на местах, а не, наоборот, сверху спустить какое-то организованное движение типа скаутов, которое потом само по себе и заглохнет?
- Проблема государственности в том, что хочется взбудоражить общественность на что-то позитивное. Государственности это нужно. Сейчас многие чиновники обращаются и говорят — слушай, у нас тут был бюджет, мы его не израсходовали, что сделать, придумай что-нибудь яркое, красивое.
- С моей точки зрения, это возникло, чтобы у нас не повторилась история Украины, когда получили молодежь, которая сейчас живет ценностями бандеровцев. Кто будет контролировать, что там на местах делается?
- Проблема, которую вы озвучили, возможно, действительно является одним из поводов. На Украине, что получилось? Получился целый пласт разных НКО, которые детей учили не тем ценностям, которые были у родителей. Если бы была преемственность семьи, если бы развивали отношения именно родители-дети, то тогда не было бы того, что происходит сейчас. Когда приходит ребенок и своим родителям говорит — ты предатель, ты оккупант, ты за коммунистов и так далее. Потому что их кто-то учил другой.
Семейная преемственность для существования государства очень важна. Через семью происходит передача ценностей, а государство все это должно защищать. И с точки зрения демографии и социологии — это архиважная задача.
Подготовил к публикации Владимир Беляев
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.