Вот уже месяц в Северо-Западном округе столицы работает частный перевозчик, заключивший с городом пятилетний контракт. Компания "Автокарз" обслуживает маршруты 199К и 368. В рамках новой модели управления коммерческими перевозчиками маршрутные такси ждут существенные изменения. Реформа положительно скажется на комфорте пассажиров.
Изменился внешний вид городского транспорта — маршрутные такси теперь ярко-голубого цвета. Внутри салона пассажира тоже ждут приятные перемены — работает бегущая строка, анонсирующая остановки, голосовое оповещение пассажиров и система климат-контроля. Оплатить проезд можно по единым городским билетам, как в муниципальных автобусах — картами "ТАТ", "Единый", "Тройка", "90 минут".
Кроме этого, в коммерческом транспорте действуют льготы. До конца следующего года все маршрутные такси Москвы будут работать по единому образцу. О удобствах новой модели управления коммерческими перевозчиками нам рассказал генеральный директор компании -победителя первого аукциона Василий Фоминых.
- Василий, где вы работали до участия в конкурсе? Занимались ли пассажирскими перевозками в Москве?
- Я возглавляю компанию "АвтоКарз", которая выиграла первый аукцион на обслуживание городских маршрутов, с 2013 года. До этого работал в компании "Мострансавто". Это крупнейший областной перевозчик, автопарк которого больше, чем у "Мосгортранса". Я работал на разных управленческих должностях. В частности, в масштабах всей области контролировал расход топлива, отвечал за навигацию и систему комплексного планирования.
В 2011 году решил уйти в частный бизнес. Компания "АвтоКарз" на рынке перевозок с 2008 года и предоставляет такие же услуги, что и "Мострансавто". У нас есть госконтракты, и мы работаем в области по социальным перевозкам на больших автобусах.
Ежедневно на маршруты по Москве и пригороду выходят порядка 135 машин, которые работают на 20 маршрутах. Мы обслуживаем юг, юго-восток и восток столицы. Когда новая модель управления частными перевозчиками еще только проектировалась, мы были в курсе и решили принять участие в пилотном проекте.
- Как раньше распределялись маршруты между перевозчиками?
- До последнего времени городские власти и частные перевозчики существовали по отдельности. Город никак не финансировал и не дотировал деятельность перевозчиков. Это была их коммерческая деятельность, выгодная обеим сторонам. Перевозчик получал прибыль, а город был обеспечен маршрутами.
Перевозчик мог, согласовав с департаментом транспорта количество машин и маршрут, вносить изменения маршрута. Маршруты работали по тому же принципу, что и автобусы, только льгот и билетов оплаты проезда нет. Перевозчики сами использовали свою прибыль и на свое усмотрение повышали комфорт для пассажира.
- Как раньше разрабатывались маршруты для коммерческих перевозок?
- Частные перевозчики ориентировались на маршрутную сеть "Мосгортранса" и потребности города. Когда 20 лет назад коммерческие перевозчики начинали свою деятельность, потребность была очень большая, и спрос на первые автолайны был просто бешеный. Тогда маршруты разрабатывались стихийно. Попытки как-то систематизировать и структурировать эту сеть предпринимаются до сих пор.
Департамент как-то изменяет эти маршруты, проводит экспертные советы по изменению параметров трасс, количества подвижного состава, но здесь в основном инициатива исходит от перевозчиков. Потому что только им понятно, что происходит у них на линии и что нужно поменять. На мой взгляд, задача департамента — отстаивать интересы жителей и пассажиров.
- Откуда вы узнали про конкурс на первые два маршрута, который проводит департамент транспорта?
- Все московские перевозчики официально уведомлялись о внедрении новой модели управления частными перевозчиками и о проводимом конкурсе на первые маршруты. Собирались многочисленные совещания, на которых перевозчики высказывались, как лучше адаптировать модель под них и что нужно поменять. Та модель, которая есть сейчас, она в значительной степени сформирована с учетом мнения перевозчиков.
Если в старой модели инициатором перевозок был частный предприниматель, в новой — городские власти. Перед конкурсными процедурами на сайтах госзакупок и электронных площадках, перевозчики получили извещения о проведении аукционов с конкретными параметрами для участия. К моменту появления маршрутов на госзакупках все участники рынка перевозок знали детали пятилетних контрактов — финансирование, параметры перевозок и т. д.
- Почему ваша компания решила принять участие в конкурсных процедурах?
- Мы решили принять участие в конкурсе, потому что посчитали это выгодным для себя. Наши расчеты показали, что это не убыточный проект. Кроме того, при нынешней шаткой экономической ситуации в стране иметь долгосрочный контракт — гарантия финансовой безопасности компании.
К тому же быть первыми полезно для репутации. Все-таки это пилотный проект и понятно, что к организации, которая первой начинает работать по новой модели, будет пристальное внимание. С одной стороны, это очень большая ответственность, а с другой стороны — большие репутационные дивиденды.
- Почему перевозчикам выгоднее работать по новой модели?
- Сравнивать новую модель со старой некорректно, потому что город планирует переходить на нее целиком и альтернативы работать или не работать нет. Главная выгода новой модели — экономическая. Теперь перевозчики могут спрогнозировать свои доходы и расходы на перспективу, чего раньше не было. Город при выполнении требований контракта берет на себя стабильное финансирование в течение пяти лет, а это дорогого стоит.
В той же Московской области, где мы сейчас работаем, госконтракты годовые. И если в 2015 году я работаю, что будет в 2016, я не знаю. Хотя ремонтная база под эти перевозки заточена, закуплены большие автобусы, в том числе в лизинг, формально никаких гарантий нет. Пятилетний же контракт с частными перевозчиками в Москве — это контракт полного жизненного цикла. Поэтому можно приобретать новые автобусы и рассчитывать, что они окупят себя в течение этих лет, строить и модернизировать базу, нанимать людей.
- Как сейчас будет складываться ваша прибыль?
- Теперь ежемесячно за выполненную транспортную работу и перевезенных пассажиров нам будет платить город. По итогам месяца будет подсчитываться, сколько мы километров проехали на маршруте с соблюдением параметров перевозок и сколько пассажиров перевезли. Из этих двух составляющих будет складываться финансирование от города.
Соответственно, 70 процентов прибыли — это километраж, непосредственно транспортная работа, и 30 процентов — перевезенные пассажиры, чтобы нас тоже заинтересовать перевозить больше пассажиров и улучшать качество обслуживания в соответствии с контрактом.
- Как вы оцениваете перемены, которые пришли на рынок частных перевозчиков? Саму реформу?
- С точки зрения бизнесмена я пока ничего не могу сказать, потому что мы только начинаем свое участие в переменах, но с точки зрения жителя города — это несомненный плюс. Об этом говорит опыт других стран, где подобная система уже работает. Например, принципиально важна безналичная оплата проезда. В той же Европе наличной оплатой мало кто пользуется. Деньги за проезд, которые у нас собирает водитель, — большой соблазн для него.
И несмотря на то, что мы контролируем прибыль с помощью видеонаблюдения, подсчета пассажиропотока, все-таки оплата проезда городскими билетами снимет с перевозчиков эту проблему. Помимо этого, единое расписание движения и общие стандарты качества для участников перевозок сделает работу коммерческих маршруток цивилизованными.
- Какие ставите перед собой задачи на ближайшее время?
- Мы хотим и дальше участвовать в аукционах, сохранить и преумножить наши прежние объемы по перевозкам… Наши планы совпадают с городскими по переходу на новую модель, и она нас устраивает. Если есть какие-то спорные моменты или расхождение, мы их так или иначе решим и придем к общему мнению.
- Какой вы можете дать совет другим участникам?
- Бояться перехода на новую модель не нужно. В ней больше плюсов для частного перевозчика, чем минусов, и вместе с городскими властями мы сможем сделать движение наземного транспорта в столице цивилизованным, удобным и комфортным для пассажиров.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.