Информационное пространство захлестнула волна самых разнообразных материалов о причинах авиационной трагедии в небе над Египтом. Последовали и вполне конкретные шаги — ряд стран, в том числе Россия, прекратили авиасообщение с Египтом. Последствия этого шага, возможные причины катастрофы Airbus A321 обсуждают в программе "Необычная неделя" главный редактор Pravda.Ru Инна Новикова и секретарь ЦК Объединенной коммунистической партии Дарьей Митиной.
— Дарья, Обама заявил, что у американцев нет сомнения, что произошедшее было террористическим актом. Почему он так уверен в этом?
— Я бы не стала заострять особое внимание на том, что сказал Обама — с Соединенными Штатами мы сейчас находимся в состоянии мощного информационного противостояния. Российское руководство изначально заняло позицию, что это был не теракт, а следствие некоей неисправности самолета, хотя на тот момент еще не было выводов комиссии.
Но мне кажется, что если бы мы заявили, что это был теракт, тогда бы Обама сказал: "Нет, это техническая неисправность. У русских всегда было плохо с обслуживанием техники, они летают на кастрюлях". То есть, в любом случае версии двух сторон не совпали бы. Поэтому я больше доверяю выводам комиссии, а не Обаме. Пока выводы эти публично не озвучены, но некоторые промежуточные результаты уже есть.
Я специально зашла на несколько профессиональных авиационных форумов. Практически все их посетители говорят: характер повреждений корпуса самолета Airbus A321 и пассажиров в хвостовой и передней части разный: в одном случае это механические повреждения, что легко объяснимо падением с высоты в 9 000 метров. А вот трупы пассажиров, сидевших в хвостовой части лайнера, обгорели — так бывает, когда происходит взрыв, и самолет загорается.
О версии взрыва говорят многие, и я не очень понимаю, почему наше руководство поспешило со своими выводами. Это более чем вероятный вариант, если учесть нынешнюю международную обстановку и рост террористической угрозы.
Не будем забывать и то, что "Исламское государство" в первый же день взяло на себя ответственность за происшедшее. Это, конечно, может быть блефом, но заявление сделано, и не принимать его во внимание нельзя.
— Но я не слышала однозначных заявлений со стороны российских властей, что виной всему стала неисправность лайнера.
— Заявления, может, и не было, зато есть действия: сначала ушат помоев вылили на "Когалымавиа" и ее владельцев, заговорили о том, что компанию нужно закрыть, началась внеплановая проверка, изъяли документацию. Следом — какие-то непонятные телодвижения в адрес египетской стороны. Они тоже вызывают недоумение и выглядят несколько двусмысленными: Россия прекратила полеты в Египет. Но сначала об этом заявила Великобритания, следом — Франция, и только потом Россия.
Если это действительно был теракт, то злодеи могут, в принципе, совершить его в любом аэропорту мира — в том же лондонском "Хитроу" работники аэропортовых служб, в основном, пакистанцы.
То, что мы присоединились антиегипетскому хору голосов, меня совершенно не радует: слишком много сил потратила Россия на налаживание и выстраивание российско-египетских отношений, в последнее время подписано много экономических контрактов, президент АРЕ Сиси недавно был в Москве.
К тому же туристический бизнес для Египта жизненно важен, и если Россия своими действиями обрушит эту статью доходов, то мне будет по-человечески жалко Египет.
— Недавно прошли сообщения, что это мог быть взрыв двигателя. Здесь важно понять: если это так, то взрыв произошел в результате его технической неисправности, или кто-то умышленно сделал так, чтобы он взорвался?
— Действительно, есть вопросы к тому, каким образом осуществлялось предполетное техническое обслуживание Airbus A321 в египетском аэропорту. Собственно, как раз этим и объясняются сегодня антиегипетские инвективы.
Предполетное обслуживание в зарубежных аэропортах должно проводиться в присутствии представителей авиакомпании-перевозчика, — это правило. Но человеческий фактор никогда нельзя отрицать. Для этого и проводится расследование. Но то, что Россия еще до его окончания сделала недвусмысленный намек на вину именно египетской стороны, означает, что большую часть вины мы уже сейчас возлагаем на нее.
На том же авиафоруме мне попалась на глаза и такая версия: взрывчатку на борт легче всего пронести вместе с бортовым питанием. Пассажиров и багаж все-таки предварительно досматривают, а бортовое питание в герметичной упаковке досмотреть сложно. Кто-то даже написал, что если, как сообщают, самолет начал падать на 23-й минуте полета, набрав 9-километровую высоту, то обычно в это время на борту приступают к разогреванию горячего питания.
Другими словами, версий случившегося сегодня предостаточно. Параллельно идет активное обсуждение, почему это произошло именно с египетским рейсом, а не с каким-нибудь другим? Высказывается, например, даже следующее предположение: если бы, допустим, трагедия произошла с самолетом, летевшим из Турции, то это ничего бы не добавило к нашим двусторонним отношениям: они и без того пребывают в точке замерзания — мы реально расходимся с Эрдоганом в вопросах Сирии, "Турецкого потока"; наши военные самолеты залетели в турецкое воздушное пространство.
А с Египтом как раз все наоборот: отношения наши на подъеме. "Подрубить" же их хотят многие. Да и самолет, заметьте, летел в Санкт-Петербург, а не в Москву: так сказать, персональный "привет" президенту Путину. Если подключить конспирологию, все можно сплести в такой "узел" — мало не покажется.
— Буквально через день после трагедии появилось сообщение: в Киеве убили какого-то никому не известного местного блогера, некоего Максима Волоха. В интернете он глумился над жертвами трагедии, и этого ему не простили. Что это вообще за душераздирающая история?
— Никто никого не убивал, все это — обычный фейк. Такой блогер действительно есть, и он действительно наговорил в своем ролике такое, что и пересказывать непристойно. Удивляться здесь нечему: когда между нашими странами такие отношения, всегда найдутся "шумные" уроды.
Я уверена, что и версию о своем убийстве запустил тот же самый Волох. Любое действие, как известно, рождает противодействие. Возможно, ему и начали поступать угрозы, причем не только от россиян: и в Киеве, уверяю вас, осталось достаточное число украинцев, не больных на голову, которые воспринимают трагедию в египетском небе так, как это должно воспринимать.
Вот парень и "самоудалился" с экранов "радаров". Если бы с ним что-то стряслось на самом деле, Украина сто раз растрезвонила бы об этом на весь мир.
Как следует относиться к подобным выходкам? По-моему, с откровенным безразличием. Параноидальных шизофреников на Украине все-таки ничтожно мало, просто они шумные. Ради того, чтобы поиметь 15 минут славы, парень сел перед монитором и поднял шум, вонь развел, как от паленой свиньи. В общем, задал другим тест на психологическую зрелость.
То же самое можно сказать и о недавней выходке достославного парижского журнала Charlie Hebdo. Его редакция не нашла ничего лучше, кроме как опубликовать карикатуру на катастрофу российского самолета. Линию поведения они для себя выбрали давным-давно, и глупо ожидать от его сотрудников чего-то другого.
Интересная деталь: карикатурист, печатавшийся в Charlie Hebdo под псевдонимом Луз, вскоре после убийства своих коллег ушел из редакции со словами: "Каждый номер превратился для меня в пытку, я задумался над смыслом жизни и начал перечитывать Библию". Получается, что чтобы эти люди начали задумываться о существовании добра и зла, о том, что еще сохранились какие-то нормы морали, нужно поубивать их друзей, коллег, знакомых и родных. Бог им судья.
Понятно, что нарисовали они гадость, и я бы была удивлена, если бы они этого не сделали: чем больше будет протестов, тем больше денег заработает Charlie Hebdo, это заколдованный круг.
— Трагедия в небе над Египтом странным образом наложилась на другую "авиационную" новость: МАК едва не отобрал сертификат у всех модификаций, которые эксплуатируют российские авиаперевозчики. Многие тут же связали это с историей, произошедшей до этого с компанией "Трансаэро".
— Справедливости ради надо сказать, что атака на "Трансаэро" началась не вчера, не публично она длилась уже много лет. Мне, как блогеру, удобно наблюдать, как это проходит в соцсетях и СМИ: то одна авиакомпания организует проплаченную кампанию "черного пиара" против конкурента, то другая — это сразу заметно. "Аэрофлот" и "Трансаэро" бодались друг с другом постоянно.
— И в итоге дободались. Закончилось все это каким-то опереточным скандалом с "Боингами".
— Татьяна Андонина — председатель МАК, который инициировал "наступление" на "Боинги", а потом дал "задний ход" — еще недавно входила в совет директоров "Трансаэро". И она мать одного из ее совладельцев, Александра Плешакова. Мне нет совершенно никакого дела до всей этой семейственности, чьих-то обид-не обид и желания показать, "кто в авиадоме хозяин".
Я, как пассажир, знала: у "Трансаэро" дешевые билеты, удобная дисконтная политика, огромное количество чартерных рейсов, чего нет у "Аэрофлота", билеты которого всегда были априори дороже.
От того, что перевозчик "приказал долго жить", проиграют только рядовые россияне: они в конечном итоге будут вынуждены покупать билеты по другим ценам. И обычно все новогодние чартеры были чартерами "Трансаэро". Так что полететь на зимние каникулы куда-нибудь в Таиланд или Египет по прежним ценам уже не получится.
Также по теме:
Гибель Airbus-321: Ждем попытки скрыть тайну?
Все версии гибели A321 ведут в Египет
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.