Недавно член Общественной палаты Дмитрий Галочкин подготовил в минобрнауки предложение о качественном улучшении возможности получения заключенными высшего образования. Кстати, учиться осужденным никто не запрещает и так. Однако Дмитрий Галочкин идет значительно дальше, предлагая сделать процесс получения диплома заключенными легким и незатратным.
Если быть точным, то Дмитрий Галочкин предлагает сделать обучение в вузах для заключенных бесплатным. Обоснования политика следующие. Дескать, государственные вузы практически не участвуют в программах подготовки заключенных, а немногочисленные коммерческие требуют за них немалые средства. А где ж заключенным взять деньги. Разве что родные или друзья помогут.
С другой стороны, по словам члена ОП, "одипломленные" преступники, выйдя на свободу, в разы меньше возвращаются к прежней противозаконной деятельности, стало быть, указанное начинание приведет к значительному уменьшению числа рецидивистов.
Что можно сказать по этому поводу? Начну с того, что тюрьма ли, исправительно-трудовая колония ли — это место прежде всего наказания граждан, преступивших закон. И их социальная реабилитация, о которой так любят говорить записные "гуманисты", достигается в первую очередь выработкой у преступников страха перед наказанием. В противном случае, воров и убийц отправляли бы не за решетку, а на фешенебельные курорты, дабы "излечивать преступные наклонности" повышенным уровнем комфорта и заботы общества.
То есть, уже с этой точки зрения, давать осужденным какие-то преимущества в получении высшего образования в сравнении с законопослушными гражданами как-то нелогично. Последние же учатся и на бюджетных местах и за собственные деньги, грубо говоря, "половина на половину". Между тем для заключенных высшее образование предлагают сделать бесплатным полностью.
У находящихся в местах лишения свободы не хватает заработка для оплаты образовательных услуг? Так у вполне законопослушных юношей и девушек после окончания средней школы тоже денег нет — если не получается поступить на "бюджет", за них приходится платить родителям, часто не очень богатым.
Кстати говоря, любая вещь, полученная не "на халяву", а за собственные, кровно заработанные деньги ценится куда больше. Поэтому процент "хозрасчетных" выпускников, работающих по полученной вузе специальности, намного выше, нежели у "бюджетников". Это при том, что средний показатель работающих "по диплому" всего чуть больше 20 процентов. Система распределения выпускников в стране развалена, да и там, где она еще формально есть, ответственности за ее нарушение практически никакой.
Ну так что, Общественная палата даст гарантии, что осужденные, получившие за счет бюджетных денег высшее образование, потом будут дисциплинированно отрабатывать его на благо общества? А если нет — зачем дополнительно вбухивать государственные деньги в выдачу дипломов тем, из которых только пятая часть будет применять полученные знания? Будь они хоть законопослушные, хоть преступники.
Просто, чтобы у заключенных меньше оставалось времени на всякие глупости в свободное от работы время? Так для этого проще и дешевле организовать какие-нибудь "кружки икебаны" и прочие меры организации досуга — нежели довольно дорогостоящий процесс дистанционного образования.
Кстати говоря, дистанционное образование сейчас осуществляется с помощью интернета, который, вообще-то, в местах лишения свободы запрещен. Действительно, глупо регламентировать отсутствие у заключенных мобильных телефонов — и разрешать им куда более серьезное средство коммуникации с внешним миром.
Оно-то, конечно, преступник преступнику рознь. Какой-нибудь отсиживающий свой срок за "пьяный наезд" со смертельным исходом и общаясь с друзьями в чате ничего дурного сделать не сможет. А вот действительно криминальные личности в такой ситуации и на "зоне" смогут помогать или даже руководить оставшимися на свободе подельниками. Про мошенников и говорить нечего.
Спору нет: "ученье — свет" и для граждан в местах заключения. Но превращать этот свет в "зеленый", да еще в ущерб интересам граждан законопослушных… Как по мне — "студентам в тюремных робах" гораздо лучше было бы вспомнить опыт, скажем, революционеров времен Российской империи — того же Ленина, который в ссылке прочел всю нужную литературу, а потом сдал экзамены экстерном.
От прочтения книжечек из тюремной библиотеки вреда не будет никому — одна лишь польза, и знания появятся, и свободное время на хорошее дело будет тратиться. А все остальное — уже после выхода на волю.
Также по теме:
Недоросли в вузе. Может, хватит?
Тунеядец должен сидеть в тюрьме?
"Где правосудие? Сроки с потолка"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.