Сегодня кризис переживает не только школьное образование, но и дошкольное. А ведь детcадовское время, дошкольные годы - это период, когда закладывается основные черты характера ребенка, элементы нравственности. В дошкольном воспитании сегодня наблюдается две крайности: перегрузка ребенка знаниями и умениями и "оставление на произвол судьбы". Об этом и многом другом Pravda.Ru рассказал доктор педагогических наук, профессор, член Общественной палаты города Москвы и комиссии по вопросам реализации социальных городских программ в сфере образования Яков Турбовской.
— Яков Семенович, какова, на ваш взгляд, самая большая проблема дошкольного образования? И каким оно вообще должно быть?
- Ответить однозначно на ваш вопрос трудно — слишком много проблем накопилось в этой области. Самую главную из них я бы определил следующим образом: это дефицит любви к детям, отсутствие общего понимания, что дошкольное образование — основа формирования человека. Если с самого начала не вложить в душу ребенка такие понятия, как доброта, человечность, любовь к Родине, то потом сделать это будет невероятно сложно.
Слова о доброте и патриотизме не имеют для него никакой цены, все передается на уровне ощущений, как, впрочем, и равнодушие, бесчувственность, жестокость. Откуда, спросите вы, это берется в маленьких детях? От того, что слова и дела, чувства и мысли взрослых в отношении детей начинают расходиться уже на уровне детского сада. Если допустить это расхождение, останутся, возможно, вежливые взаимоотношения, но настоящей любви уже не будет.
Нет ничего важнее, чем сохранение любви ребенка к вам. Выше этого у вас никогда ничего не было, нет, и не будет.
Но добиться любви ребенка очень непросто. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, скажу: детское дошкольное воспитание должно быть педагогически осмысленной колыбелью любви, оно должно опираться и на великую русскую российскую культуру, и на эрудицию самих педагогов-воспитателей. Это их долг, чтобы ребенок по утрам бегом бежал в свой в детский сад, а не плакал под его дверью и просился обратно домой.
Добавлю: в дошкольном возрасте у детей начинают складываться взаимоотношения с ровесниками. Это очень важный и ответственный период, и воспитатели и родители обязаны уделять этому процессу самое пристальное внимание.
- Детские сады работают, как известно, по определенным образовательным программам, которые призваны подготовить ребенка к поступлению в школу. Нужны ли вообще такие программы, и что, по вашему мнению, должен уметь ребенок, приходящий в 1-й класс?
- Друг Сергея Есенина Владимир Мариенгоф в "Романе без вранья" вспоминал, как Есенин увлеченно наблюдал в окно вагона за жеребенком, пытавшимся догнать поезд. Когда жеребенок не может догнать паровоз, это понятно. Хуже, если жеребенок его обгонит.
Мы, взрослые, очень часто напоминаем жеребенка, который хочет бежать впереди паровоза. Не надо стараться "овзрослить" детство. Прекрасный детский психолог и педагог Даниил Эльконин как-то заметил: "Не наигравшийся ребенок к учению не годен". Во что многие превращают детство своих чад? Родительское честолюбие не знает предела: записаться в один кружок, к нему "в довесок" — в другой, потом — в спортивную секцию, следом в музыкальную школу.
А детские конкурсы? Победители, понятное дело, у всех на виду, но каково проигравшим? Детство ребенка обязательно должно быть наслаждением, временем, наполненным радостью, удовольствиями, а взрослые сознательно приносят его в жертву своему собственному честолюбию.
Что вообще следует понимать под выражением "образовывать дошкольника"? Если ставить перед собой задачу привить ему некие конкретные знания и умения, — это одно. Если в качестве задачи звучит некая абстрактная "подготовка к школе вообще", это совсем другое, и это преступная затея. Подготовка к школе — это прежде всего помощь ребенку в его социальной адаптации. Что же до остального, то учить нужно не из-под палки, ребенок прежде всего должен полюбить то, что ему предлагают взрослые.
Образование и в детском саду, и в школе начинается с любви, разбуженного интереса, оно должно увлечь и иметь игровую форму. Занимается ли дошкольник познавательной, исследовательской или какой угодной иной деятельностью, он должен в это играть и получать удовольствие.
Здесь возникает очень важный вопрос. В дошкольном учреждении ребенок постепенно переходит из группы в группу: из младшей в среднюю, потом в старшую. В воспитательно-образовательном отношении это должен быть непрерывный процесс, ребенок должен не только что-то заучивать, он должен при этом чувствовать себя успешным, быть творцом, пытаться добиваться поставленных целей своим путем, действуя на основании ранее усвоенного и воспринятого материала.
Взрослые должны не просто позволить ребенку делать что-то по другому, они должны обязательно хвалить его за это. Не надо левшу переучивать на правшу, не надо пытаться подогнать его под некий общий ранжир, никогда не сравнивайте одного ребенка с другим. Не говорите ему: "А вот у Пети или Маши получается лучше".
Никогда не сравнивайте младшего ребенка со старшим и не говорите тому, что он что-то обязан сделать только потому, что он старший. Ничего кроме неприязни это не сформирует, ребенка можно сравнивать только с самим с собой.
- В общем, надо действовать по принципу: "Вчера у тебя получилось хорошо, а сегодня получится лучше".
- Природа человека такова, что к одному и тому же люди могут относиться по-разному. Однажды я ехал в поезде, моей попутчицей была молодая женщина. Мы разговорились, и она сказала, что… очень любит мыть посуду. Я удивился, а она ответила: "Мама, когда я была маленькой, говорила: "Если будешь себя хорошо вести, я позволю тебе мыть посуду".
А мы почему-то часто наказываем своих детей трудом или говорим им: "Если не будешь делать уроки, никуда не пойдешь!" Что в итоге получаем? Жизнь-то сегодня не кончается, а мы ведем разговоры, как будто все нужно решить сейчас и сразу. Рвать душевную ткань откровенности между вами и вашим ребенком ни в коем случае нельзя. Ничего дороже этого нет и не будет.
Пройдет время, наступит подростковый возраст — тяжелейший период, когда ребенок не будет знать, как справиться с самим собой. Следом придет юношеский возраст, еще более тяжелый. И будет трагедия, если в этот момент в его душе не будет вас.
Поэтому возвращаясь к предмету, о котором говорим: все должны очень хорошо понимать, что дошкольное образование это не умение читать, писать, не умение сидеть за партой и быть дисциплинированным. Если с раннего детства не вложить в душу ребенка любовь к себе, любовь к труду, новым знаниям, наконец, любовь к принятию волевых решений, то в подростковом возрасте всего этого у него уже не будет.
Выдающийся немецкий философ и педагог Иоганн Герберт сказал: "Есть люди, чья воля продырявлена желаниями". Непросто научить ребенка говорит "не буду", но, поверьте, так же сложно научить его говорить "обязательно буду". Это диалектика жизни, и образовательного процесса тоже.
Но здесь неминуемо встанет вопрос о дисциплине. У нас, к сожалению, в образовательном процессе, и в дошкольном тоже, дисциплина зачастую главенствует. В итоге изначально интересное дело "вгоняется" в формат "сесть — встать". Только от воспитателей зависит, насколько интересно будет малышу в группе рисовать, писать, петь, танцевать. Все это, безусловно, общие умения, но они помогают ребенку социализироваться, понять, что ему по душе, а что не подходит.
Когда я вижу на занятиях физкультурой в детском саду полненькую девочку, которую заставляют делать то, что ей тяжело, это неправильно. Любая девочка должна всегда в своих глазах оставаться красивой и успешной. Насмешки и замечания здесь совсем неуместны, потому что некрасивых детей не бывает.
- А как культивировать в дошколятах такие понятия, как доброта, честность?
- Честность с потолка не падает, в ребенке ее необходимо формировать. Не контролировать, не проверять, а именно культивировать. Помните, как девушки в "Евгении Онегине" собирали вишни? Они пели, чтобы эти вишни не есть. Раб всегда украдет, если его контролировать. Вера в неотвратимость наказания — тупая вера, любое наказание в конечном итоге приводит к тому, что его приходится ужесточать, потому что наказание действует ровно до того момента, пока его не осуществят.
Все без исключения малыши, приходя в школу, хотят учиться. Они не умеют списывать, не умеют подсказывать, не умеют ловчить. Для них высшего авторитета, чем авторитет воспитателя, учителя на тот момент не существуют. И вдруг все куда все девается. Почему? Мы, взрослые, сами его и разрушаем, как только ребенку становится неинтересно учиться.
- Зубрят, в лучшем случае.
- Великий русский язык позволяет выстраивать любую учебную, исследовательскую, какую угодно деятельность с опорой на знания, которые есть у ребенка. Не стоит думать, что ребенок маленький и что-то не поймет — уже в детском саду он способен понять все что угодно. Его разум настолько мобилен, настолько подвижен, что способен понять все, разве что кроме абстрактных, отвлеченных вещей. Вы, к примеру, можете сложить кубик Рубика?
- Ну, могу. Не за пять минут конечно, но сложу.
- А некоторые ребята складывают его буквально за секунды. Есть наука эвристика, она изучает творческое, неосознанное мышление человека. Гроссмейстер, к примеру, способен решить сложную шахматную задачу за 25 секунд, а перворазрядник не справится с ней вовсе, хотя базовые фундаментальные знания у них одни и те же.
Просто гроссмейстер действует исходя из ситуации, теория над ним не довлеет. Ребенка надо учить действовать исходя из ситуации, использовать свои знания не "вообще", а здесь и сейчас. Это неправда, что труд создал человека. Его создали мысль, напряжение мозга, способность формулировать задачи и поиск альтернативных путей их решения.
Дошкольников надо учить, в первую очередь, именно этому. Нам нужны умные, талантливые и обязательно влюбленные в жизнь люди. Если ребенок уходит из детского сада в школу не испытывая веры в силу собственного разума, без веры в себя, это означает, что мы потратили время впустую.
- Наверное, в этом и состоит главное предназначение дошкольного воспитания.
- Конечно. Дошкольное образование не прокрустово ложе, на которое помещают ребенка. Образование, не имеющее игровых форм, не доставляющее наслаждение и удовольствие, образование, которое не способствуют формированию желания завтра сделать что-то по-новому, это образование, которое ведет в никуда.
Не ребенок вас попросил его рожать, это вы пожелали иметь ребенка. Знайте: для вас нет и быть не может ничего дороже вашего ребенка. Воспитайте из него своего друга. Помогите ему повзрослеть, используя для этого собственный опыт. Но никогда не навязывайте ему собственных подходов, во всем исходите из его индивидуальных особенностей.
Подводя итог сказанному: не бегите впереди паровоза, воспитатель в детском саду должен заниматься формированием личности ребенка. Если ребенок уходит домой в угнетенном состоянии, убежденный им, что у Кольки что-то получилось лучше, чем у него, педагог творит безобразие. В образовательной сфере соревновательность исключена.
Римляне говорили: Festina Lente — спеши медленно, или тише едешь, дальше будешь. Самое главное — ехать. Каждая возрастная группа в детском саду должна понимать, каким образом она будет обеспечивать взросление ребенка, развитие его личностных качеств и особенностей. Это должно стать основа всего, что мы вкладываем в дошкольное образование. Тогда оно получит тот государственный смысл, который мы в него вкладываем. В противном случае ребенок еще в детском саду перестанет любить учение, стремиться к новым знаниям и навыкам. Мы же не этого хотим, правда?
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовала Елена Тимошкина
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.