Добровольное дактилоскопирование существует в России давно, однако россияне относятся к этой опции настороженно. Хотя услуга, казалось бы, для некоторых случаев необходимая. О процедуре дактилоскопирования, шенгенской визе, оформлении документов на оружие и других госуслугах МВД Pravda.Ru рассказал полковник внутренней службы Сергей Панфилов.
— Тема нашего разговора — государственные услуги, которые предоставляет МВД России. Для начала определимся, о каких услугах идет речь.
- В соответствии с федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы внутренних дел оказывают 35 видов государственных услуг. Это, в частности, разрешительно-лицензионные услуги, услуги по линии ГИБДД, выдача различных информационно-справочных документов: архивных справок, справок о наличии или отсутствии судимостей и так далее.
Также мы предоставляем услугу по добровольной дактилоскопической регистрации. Ей могут воспользоваться как граждане РФ, так и других стран, а также лица без гражданства.
Самыми востребованными сегодня являются разрешительно-лицензионные услуги. Они связаны с владением оружием и получением, в зависимости от его вида, тех или иных лицензий. В частности, у нас в Зеленограде этим занимается межрайонный отдел, который обслуживает весь округ.
В системе министерства организован мониторинг качества предоставляемых его сотрудниками услуг. В частности, разработаны специальные опросники, которые предлагается заполнить гражданам, обратившимся к нам за предоставлением той или иной государственной услуги. В них содержится пять вопросов — соответственно, их просят выставить пять оценок по пятибалльной шкале.
Планка министерством задана высокая — общая положительная оценка работе сотрудников будет поставлена только в том случае, если общая сумма баллов будет выше 18 баллов. Намечена и долгосрочная программа повышения качества предоставляемых гражданам услуг, рассчитанная до 2018 года. Ее цель — увеличить общее количество положительных отзывов до 95 процентов.
Сегодня у нас в Зеленограде развернута уже целая система проведения таких экспресс-опросов и анализа их результатов. Каждое подразделение, оказывающее государственные услуги, предоставляет свои опросники (за ними ведется соответствующий учет). Поскольку ответственность за качество предоставляемых населению услуг указом президента РФ возложено на руководителей соответствующих органов исполнительной власти, в нашем случае им является территориальный отдел внутренних дел.
— Как вы взаимодействуете с открывшимися не так давно многофункциональными центрами предоставления государственных услуг, действующими по принципу "одного окна"?
— Между главным управлением внутренних дел и МФЦ, действующими на территории Москвы, заключено соответствующее соглашение. Гражданин сегодня может обратиться с просьбой о получении справки о наличии или отсутствии судимости, за информацией о своих правонарушениях в области безопасности дорожного движения не непосредственно к нам, а в МФЦ. По этим направлениям у нас уже налажено взаимодействие.
— Но в случаях, связанных с регистрацией оружия, гражданам по-прежнему придется обращаться только в органы МВД?
- Да, но граждан это не должно слишком волновать. Всю информацию, относящуюся к работе органов внутренних дел, они могут легко получить по телефону.
Наше внутреннее положение предусматривает, что сотрудник дежурной части, в круглосуточном режиме работающий в режиме "горячей линии", обязан проинформировать гражданина о всех интересующих его моментах. В том числе и о графике работы сотрудников, непосредственно занимающихся рассмотрением данного вопроса.
— Каким образом вы организуете работу с маломобильными гражданами -одинокими пожилыми людьми, инвалидами, которым непросто к вам подойти или приехать?
- Все подразделения, занимающиеся оказанием госуслуг, на сегодняшний день по максимуму оборудованы всем необходимым. К тому же у нас работают крепкие мужчины, которые всегда готовы оказать любую необходимую помощь.
Вопрос, связанный с качеством обслуживания людей с ограниченными возможностями, к слову, внесен в наш опросник. Выезд на дом по просьбе граждан действующим регламентом, правда, не предусмотрен, но если появится такая необходимость, проблем с его организацией, безусловно, не возникнет.
— Каким образом вы информируете граждан о предоставлении вами тех или иных услуг?
- Сейчас все пользуются интернетом, поэтому наши группы по взаимодействию со СМИ постоянно актуализируют информацию, размещенную на сайтах как главков, так и Управления внутренних дел. Исчерпывающая информация имеется также на сайтах городских властей и районных управ. К тому же функционирует специальный сайт госуслуг — единый портал, который охватывает работу всех министерств и ведомств.
Человек может зайти на этот портал, предоставить необходимую информацию, а потом прийти к нам, и мы будем обязаны оказать затребованную им услугу полном объеме. В будущем с введением электронной подписи в электронный режим можно будет перевести работу полностью. Но это дело будущего
— Действительно, система электронного документооборота у нас в стране пока отлажена не до конца.
- Не спорю, но работа ведется. В системе главного управления действует целое подразделение, отвечающее за данное направление. Этот вектор развития определен указами президента РФ, так что назад возврата нет, в век интернет-технологий без электронного документооборота не обойтись.
Уже определен и временной рубеж — 2018 год, когда можно будет судить, насколько качественно проработаны технологические процессы, министерства и ведомства определились с направлениями, за которые они несут ответственность. И насколько гражданам будет удобно обращаться в госорганы за тем или иным видом услуг через всемирную паутину.
— Давайте вернемся к теме добровольной дактилоскопии. О ней активно заговорили этим летом, когда в представительстве Евросоюза в России сообщили, что начиная с 14 сентября россияне будут получать шенгенские визы только после предоставления личных биометрических данных, то есть после прохождения процедуры дактилоскопии. Но для чего нужна добровольная дактилоскопия тем, кто не собирается за границу?
- Хотя добровольная государственная дактилоскопическая регистрация началась в нашей стране уже более одиннадцати лет назад, в обществе до сих пор с опаской относятся к этой процедуре. Одни считают, что она ни к чему, другие опасаются, что отпечатки могут быть использованы им во вред. Как человек, немало лет прослуживший в органах внутренних дел, могу сказать, что процедура эта очень нужная и полностью безопасная. Она гарантирует установление личности при несчастных случаях, катастрофах, наводнениях, пожарах.
Дактилоскопическая регистрация имеет особое значение для людей, страдающих потерей памяти — благодаря ей родственники смогут найти пропавшего члена семьи. Да и в повседневной жизни предостаточно ситуаций, когда могут помочь именно результаты добровольной дактилоскопии.
Например, пошел пожилой человек в магазин, а документы с собой не взял. По дороге ему стало плохо, он потерял сознание, и его увезли в больницу. Родственникам придется потратить немало времени, чтобы его разыскать, если в базе данных не окажется отпечатков его пальцев.
А если человек одинокий и по каким-то обстоятельствам не в состоянии вспомнить свое имя и место жительства? Шанс так и остаться неопознанным в такой ситуации очень велик. Кто-то скажет, что это частные случаи. Но их, к сожалению, немало.
А вот вам, к примеру, ситуация, не связанная с болезнью, несчастным случаем или потерей памяти: человек, находясь за пределами страны, теряет свой загранпаспорт. Если он прошел дактилоскопическую регистрацию, то ему достаточно обратиться в консульство, сообщить об этом, и проблем с восстановлением документа у него не будет.
Добровольное дактилоскопирование это еще и показатель добропорядочности гражданина. Ведь человек, его прошедший, вряд ли потом пойдет на совершение преступления. И вообще, если говорить о международной практике, дактилоскопическая регистрация населения уже давно принята во многих странах.
— А как же с опасениями граждан, что их отпечатками пальцев воспользуются другие в каких-нибудь корыстных целях?
— Чтобы развеять сомнения об их несанкционированном использовании, скажу, что дактилоскопическая информация, позволяющая идентифицировать конкретного человека, является информацией конфиденциальной, и доступ к ней ограничен законом РФ, в частности Федеральным законом "О персональных данных". За его нарушение должностные лица несут административную и уголовную ответственность. Хранение и использование дактилоскопической информации исключает любую возможность ее искажения и несанкционированного доступа к ней.
— Где хранится данная информация и каким образом граждане могут ей воспользоваться?
- Вся информация, содержащаяся в дактокарте, хранится в информационном центре МВД. Гражданин, прошедший добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, может обратиться в территориальные структурные подразделения ФМС России по месту жительства с заявлением об уничтожении дактилоскопической информации, и в течение 30 суток он будет письменно уведомлен об уничтожении дактилоскопической информации.
Информация уничтожается также в случае установления факта смерти лица, прошедшего добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, по сообщению родственников или других лиц в подразделения ФМС на основании свидетельства о смерти.
— Куда следует обращаться тем, кто все-таки решит пройти добровольную дактилоскопию?
— Любой житель нашего округа, изъявивший желание пройти государственную дактилоскопическую регистрацию, может обратиться в территориальный отдел полиции, где ему окажут помощь в оформлении письменного заявления и проведут дактилоскопирование. По окончании процедуры будет выдана справка, подтверждающая ее прохождение.
— И последнее: эта услуга платная?
— Нет, она совершенно бесплатная. Оплатить гражданину придется только сами бланки.
Также по теме:
Криминальная экспертиза. Кто у руля?
Неуплата штрафа - дорогое удовольствие
Подготовил к публикации Сергей Валентинов
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.