С 1 июля 2015 года в Российской Федерации вступили в силу изменения в Правила дорожного движения. Облегчат ли они жизнь автомобилистов и улучшится ли ситуация на наших дорогах, пояснил Pravda.Ru исполняющий обязанности заместителя командира отдельного батальона ДПС ГИБДД УВД по ЮВАО ГУ МВД России по городу Москве, майор полиции Сергей Бельдий.
— Сергей Иванович, что изменилось в ПДД и из-за чего у наших автолюбителей могут возникнуть трудности?
— Основное изменение в правилах — это порядок оформления дорожно-транспортных происшествий, как с тяжкими последствиями, так и таких, где причинен только вред имуществу.
Начнем с ДТП, при котором пострадали люди. Такие дорожно-транспортные происшествия оформляются сотрудниками полиции в любом случае. Имеется только одно "но". Если поврежденное транспортное средство препятствует проезду других транспортных средств (обращу внимание на слово "препятствует", то есть делает невозможным движение других транспортных средств по данному участку дороги), водитель обязан зафиксировать схему на бумаге, при помощи видео или фотосъемки в привязке к каким-нибудь неподвижным инженерным сооружениям. Это могут быть мачты городского освещения, которые имеют свой номер. Это может быть любое строение, на котором есть почтовый адрес. Если же нет инженерных сооружений, то в привязке к перекрестку или проезжей части, чтобы сотрудники полиции могли восстановить картину событий.
Но это только в том случае, если делается невозможным движение других транспортных средств. К примеру, дорога с односторонним движением. Случилось ДТП с пострадавшими, то есть, например, наезд на пешехода, причинение легкого вреда здоровью. Если за автомобилем уже встали все машины и не могут двигаться, то в этом случае водитель обязан зафиксировать схему ДТП и освободить проезд. Но если у участников движения есть возможность объехать эту машину, водитель этого делать не должен. Он вызывает полицию и ожидает прибытия сотрудников полиции.
Глобальное изменение в оформлении дорожно-транспортных происшествий коснулось ситуации, когда причинен только имущественный вред. Не изменился пункт 2.5, который регламентирует, что водитель, причастный к ДТП, обязан немедленно остановиться, выставить знак аварийной остановки, включить аварийную сигнализацию.
Но введен новый пункт правил — 2.6.1., где написано (цитирую): "Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создаются препятствия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств".
То есть, к примеру, если стоят разбитые машины, то инспектор дорожной службы вправе водителей, которые не убрали транспортные средства, привлечь к административной ответственности — штраф 1000 рублей.
— То есть получается, что на водителей сейчас накладывается обязанность самим фиксировать дорожно-транспортное происшествие?
— Да.
— Но ведь без профессиональной помощи экспертов-криминалистов мало кто из простых людей может правильно зарегистрировать ДТП. Скорее всего, эти результаты могут быть оспорены в суде теми же страховыми компаниями, например. Только с правильной измерительной аппаратурой, с правильной фотосъемкой и профессионал должен этим заниматься, а не любитель, наверное.
— Во-первых, криминалисты занимаются только криминальными исследованиями, в рамках возбужденного уголовного дела. В ДТП без пострадавших — это административное расследование и назначается не криминалистическая экспертиза, а техническая.
Что касается водителей, могут они или не могут… Это уже забота автошкол и самих водителей. Почему? Потому, что у нас транспортное средство, по Гражданскому кодексу, отнесено к источнику повышенной опасности и для управления транспортным средством водитель получает специальные права определенной категории. Поэтому водитель обязан иметь определенные навыки, в том числе и те, которые позволяют правильно оформить дорожно-транспортное происшествие.
В федеральном законе о безопасности дорожного движения все расписано. Вступили в силу изменения — помните, что незнание закона не освобождает от ответственности. Будьте любезны, освежайте свои знания каждые полгода. К примеру, новую книжечку Правил дорожного движения купить и почитать достаточно для того, чтобы понять какие произошли изменения.
Например, обращу внимание на последний абзац пункта 2.6 ПДД. Если в результате ДТП имущественный вред причинен только двум транспортным средствам, наступает гражданская ответственность водителей, которые застрахованы по ОСАГО, водители не имеют противоречий, — они могут оформить данное происшествие законно, в соответствии с извещениями, которые выдаются при оформлении страховки, без участия сотрудников полиции.
То есть так. ДТП случилось — сфотографировали, зафиксировали, убрали (если без пострадавших), позвонили в полицию. В полиции сказали: "Либо ждите на месте, подъедут, либо подъезжайте к нам, инспектор оформит ДТП и выдаст необходимые документы".
По поводу вопроса о "неправильном ущербе". Для этого страховка и предназначена, мы фиксируем факт дорожно-транспортного происшествия и усматриваем вину того или другого водителя, выносим определение. У страховых компаний есть свои службы (проверяющие, контролирующие, экспертные), которые, рассмотрев данный материал, будут тоже проверять, есть там что-то или нет ничего.
— Какие еще новации в Правилах дорожного движения?
— Теперь на всех пешеходных переходах обгон запрещен, без разницы, имеются ли пешеходы, или нет.
Основное, что касается пешеходов, — теперь пешеходам в населенных пунктах в ночное время суток рекомендуется на предметах одежды иметь световозвращающие элементы для лучшей видимости водителями.
— Пока только рекомендуется?
— Да. Но в ненаселенных пунктах пешеход уже обязан при движении по дороге (а дорога это и проезжая часть, и обочина, и тротуар) иметь на себе световозвращающий элемент на предметах одежды. Обязан.
Еще теперь пешеходам запрещено появляться на проезжей части из-за препятствий, то есть из-за стоящей автомашины, какого-то инженерного сооружения. Прежде чем выйти на проезжую часть, пешеход должен убедиться в безопасности перехода.
— Раньше разделялись обгон и опережение. То есть, обгон — это с выездом на полосу встречного движения, а опережение — когда автомобили двигаются по параллельным полосам в одну сторону. Я так понимаю, что и обгон, и опережение сейчас запрещены на пешеходном переходе?
— Да, именно так. Сейчас вернулись к старой советской трактовке. Обгон — это выезд на полосу встречного движения с последующим возвратом в ранее занимаемую полосу. То есть, обгон — только по "встречке". Опережение впереди идущего транспортного средства в том же направлении не считается обгоном, если вы не выехали на встречную полосу. Соответственно, повторюсь, на пешеходных переходах запрещен именно обгон, вне зависимости от того, есть там пешеходы или нет.
— Бьющий в зад всегда виноват?
— Да, он виноват всегда. Есть пункт правил 201, который гласит: водитель обязан соблюдать такую дистанцию, которая позволила бы избежать столкновение с впереди идущим транспортным средством.
— А как быть с ситуациями с подставой на дороге?
— Соблюдайте дистанцию. Не надо приближаться, вы должны рассчитывать, что впереди идущая машина всегда может затормозить.
Правила дорожного движения как бы азбука: прочитал все правильно, значит, не попал в ДТП. Причем желательно иметь с собой книжечку ПДД. Бывают моменты, когда споры возникают на дороге. Инспектор говорит: "Вы нарушили", — а водитель говорит: "Я не нарушал". Интернет — это очень, конечно, хорошо, а когда книжечку открыли, вдвоем прочитали — пришли уже к консенсусу.
— Какие практические советы для езды летом вы могли бы дать?
- Основная ошибка автомобилистов летом — расслабленность из-за погоды. Едет водитель на хорошей автомашине, у которой хорошие тормоза, АБС, антизаносы, по хорошей новой дороге — как говорится, следуй и радуйся жизни. Но нельзя забывать, что все автомашины стирают резину об асфальт, это один факт. С машин сыплется, капает грязь и масло — второй факт. Летняя резина рассчитана на определенную температуру — третий факт. Когда идет дождь, естественно, резина резко остывает и твердеет. И в результате получается скольжение, как на лыжах.
Поэтому как только пошел дождь, водителю сразу следует снизить скорость. Почему? Потому, что резина должна остыть, привыкнуть к температуре. И важный момент — участок, где асфальт свежий. Он вообще скользкий. Не спасут никакие полные приводы, АБСы и противозаносы и все остальное. Чем больше скорость, тем больше кинетическая энергия автомобиля. С физикой не поспоришь!
— Когда ДТП больше — зимой, летом или в межсезонье?
- Все-таки от сезона их количество не зависит. Хотя незначительный рост есть при смене сезонов, особенно при переходе с летнего на зимний, на осенний, когда уже холода начинаются. Из-за того, что водители не перестроились.
Летом же увеличивается не количество, а тяжесть последствий ДТП, потому что скорость возрастает по сравнению с зимним периодом. И если зимой из-за погодных условий больше мелких ДТП, то летом больше ДТП с пострадавшими. Добавляют, конечно, еще проблем велосипедисты, мотоциклисты и пешеходы. Почему пешеходы? Потому, что зимой все-таки снег, светлее и пешеходов лучше видно.
— Возврашаясь к изменениям в ПДД, давайте напомним еще об одном важном аспекте…
— Да, это касается наших любителей даров бога Бахуса. С 1 июля повторное управление транспортным средством в пьяном виде, с момента одного года вступления в законную силу постановления суда о лишении водителя управления транспортным средством за управление в нетрезвом состоянии или при отказе от прохождения медицинского освидетельствования, карается по статье 264, примечание 1. Это штраф от 200 до 300 тысяч рублей и… от двух до трех лет лишения свободы.
— Уже уголовная ответственность введена?
— Да. Ситуация какая? Водителя оформили как пьяного за рулем. Постановление суда о лишении его права управления вынесено. Это постановление вступает в силу через десять дней. Водитель его не обжалует, постановление вступило в законную силу. В этом случае, если в течение одного года водитель попадается еще раз на том же нарушении, то он уже осознанно совершает не административное правонарушение, как раньше было, а осознанно идет на преступление. За это уже идет уголовная ответственность. К сожалению, эти факты уже по Москве есть.
— Это в том случае, если человек, лишенный прав, опять был пойман за рулем в пьяном виде.
— Да, второй раз.
— А если ему вернули права и его снова ловят в пьяном виде — там административная или уголовная ответственность?
— Тогда все по новой, и уголовной ответственности не наступает.
Читайте также:
Станет ли Москва велосипедной?
Во всех ДТП с детьми есть вина родителей
Почему жезл гаишника черно-белый
Подростки уберут с дорог "ездюков"
Стать водителем теперь труднее. И дороже
Интервью к публикации подготовил Владимир Беляев
Беседовала
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.