Кто должен платить за капитальный ремонт

Квартира - подарок. А капремонт - грабеж?

Собственников квартир всколыхнула очередная жилищно-коммунальная проблема - необходимость ежемесячных платежей за капитальный ремонт многоквартирных домов. Это примерно 300-400 рублей в месяц. Как всегда, нашлись недовольные. При этом есть уже и те, кто принципиально игнорирует платежки за капремонт. В чем же причина такого недовольства?

Сколько простоит дом без капитального ремонта?

Как стало известно, в сфере российского ЖКХ складывается сложная ситуация со сбором платежей за капитальный ремонт многоквартирных домов. Процент сбора в некоторых регионах составляет всего около 30 процентов, в целом же по России должники составляют пятую часть.

В министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства уже предупредили, что будут предпринимать все предусмотренные законом меры — вплоть до отключения злостным неплательщикам света, воды и даже выселения из квартир. Последнее, впрочем, пока угрожает лишь "жильцам соцнайма" — владельцы отремонтированных, но приватизированных жилищ, судя по всему, могут спать спокойно.

Как относиться к сложившейся ситуации? Зачем, вообще, нужны эти платежи? Может, только для дополнительного "выколачивания" денег из карманов небогатых россиян — из-за чего они и справедливо возмущаются? Однако не все так просто.

Как известно, любое жилище требует ремонта через определенный промежуток времени. Но если "косметический" ремонт, вроде переклейки обоев, переукладки линолеума или паркета больше служит эстетическим целям, так сказать, "для души" — то ремонт капитальный намного важнее. Ведь каждый построенный дом имеет свои "гарантийные сроки" эксплуатации.

"Сталинки" могут стоять почти столетие, "хрущевки" — в лучшем случае, полвека, панельные дома брежневского периода (да и нашего времени тоже) требуют ухода хотя бы каждые 30 лет. В противном случае, в них накапливаются недостатки, при определенных обстоятельствах могущих спровоцировать аварии, а то и настоящие катастрофы. Ну, например, замерзающая и тающая каждый год в щелях и пустотах панелей вода может разорвать эту конструкцию — и тогда многоэтажка может даже рухнуть.

Собственно, с частным деревенским жильем — такие же проблемы. В доме может прохудиться крыша, покоситься стены, протрухнуть балки и т. д. Но понятно, что владельцам таких домов и в голову не придет ожидать "доброго дяди" в лице государства, должного им отремонтировать родное "гнездо" "на халяву". Собственно, оно и строилось-то на собственные деньги — соответственно, на них же и должно ремонтироваться.

С городским жилищным фондом — ситуация другая. За исключением относительно небольшого процента "кооперативных" домов, изначально строившихся на деньги будущих жильцов, квартиры в советский период люди получали от государства, бесплатно. То есть, конечно, в конечном счете, расходы все равно шли за счет их вклада в бюджет. Только ведь пополняли "закрома Родины" все без исключения — и жители села, и те, кто покупал за свои "кровные" "кооператив". А пользовались "бесплатным" только "очередники".

Читайте также:

ЖКХ: россияне поставлены на счетчик

Должников за капремонт оставят без воды и света в квартирах

Счета "за капитальный ремонт"

После развала Союза государство взяло курс на приватизацию жилищного фонда. И ныне почти 70 процентов жильцов прежде государственных квартир уже воспользовались этой возможностью. Остальные — так и живут на условиях соцнайма.

Но, увы, кроме необходимости содержать свое жилье в минимальном порядке, платить за свет-тепло-газ, перед россиянами встал вопрос и о капитальных ремонтах. Стоимость которых, увы, часто сравнима с очень значительной частью от цены их домов. Не по архаическим расценкам БТИ — а по рыночной, ну пусть не стоимости, а себестоимости новых жилищ.

Несложно догадаться, что денег у большинства наших сограждан на такие расходы, да еще и одномоментно, как правило, нет. А уж добиться, чтобы свои многоэтажки согласились ремонтировать абсолютно все их жильцы… Каждый начнет кивать на "трудную жизнь", в глубине души надеясь на "богатых соседей", не желающих однажды проснуться под обломками, или "доброго дядю"-государство.

А потому государство, реалистично решив, что тотально-добровольного участия в капремонтах обветшавшего жилфонда не дождешься, взяло процесс в свои руки. Потому и начали приходить счета за "капитальный ремонт". И приходить будут еще долго — поскольку стоимость этой процедуры весьма высока.

В некотором смысле, государство выступает в качестве кредитора — сразу предоставляя клиентам нужную услугу (хоть они и не всегда понимают ее нужность) — и растягивая расчет за нее на долгие годы.

Конечно, в отдельных случаях недовольство граждан частично оправдано. Их просто ставят перед фактом — плати за ремонт определенные деньги, и все тут. Между тем, многие россияне, выражаясь медицинским языком, и так "сенсибилизированы" непрозрачными (а то и откровенно грабительскими) тарифами "управляющих компаний". А тут еще и новые платежки.

Но, с другой стороны, фундаментальной причиной любых злоупотреблений, в том числе, и в сфере ЖКХ, является недостаточная гражданская активность. Когда человеку не хочется тратить время и силы, самому разбираясь в том или ином вопросе — а потому он желает только "поставить подпись", "оплатить счет". Рассчитывая, что формировать документы и бумаги будут исключительно кристально чистые служащие. А последние, увы, да еще без общественного контроля, — в дефиците.

Но насколько это уже застарелая неприязнь к коммунальщикам рациональна в отношении платежей за капремонт? Как минимум, куда меньше, чем в отношении обычных ЖЭКовских сборов.

Читайте также:

Что нам стоит ЖКХ обустроить

Николай Николаев: Надо добиваться прозрачности системы ЖКХ

Платить за капитальный ремонт все равно придется

В самом деле, средние тарифы за указанную сверхважную услугу составляют по России около 6-7 рублей за квадратный метр в месяц. От двух до 15 рублей — по разным регионам страны. То есть, за стандартную "двушку" в 50-60 "квадратов" составят аж 300-400 рублей. Ну очень "неподъемная" сумма — сравнимая с стоимостью одной-двух чашечек не самого лучшего кофе в не самом лучшем столичном кафе.

Тем более — и это никто не скрывает — все эти "неподъемные суммы" просто физически не способны на 100 процентов компенсировать стоимость капремонтов. Которая по максимуму компенсируется все тем же государством. Причем — в фактический кредит, и это при нынешнем росте курса доллара.

Причем не только жильцам "соцнайма", но и тем, кто свои квартиры приватизировал. Которые, по идее, должны обеспечивать ремонт свой собственности на тех же основаниях, что и упомянутые вначале статьи селяне — то есть, за собственные деньги.

То есть, если называть вещи своими именами, речь идет о самой настоящей "халяве" со стороны государства и его бюджета. Но, как видно из проблем, озвученных чиновниками ЖКХ, даже эта халява кажется некоторым "грабежом".

Ну не знаю, когда я служил в армии, мой прапорщик в подобных ситуациях (привожу его слова в сильно смягченной форме) говорил: "Может, тебе еще и личико повидлом намазать?"

Так что, наверное, не стоит ругать чиновников за озвученное ими намерение довольно-таки мягких мер воздействия на злостных неплательщиков капремонта. Если им кажется, что требуемые с них сущие копейки (в сравнении с реальной стоимостью капремонтов) уходят в пустоту — они при желании имеют все возможности самоорганизоваться и проверить прозрачность этих расходов.

Но платить за капитальный ремонт обветшавшего жилфонда все равно надо — чтобы однажды не стать жильцами самых настоящих развалин, безо всяких природных катастроф или военных действий.

Читайте также:

Сергей Журавлев: Платить ли жильцу за счетчик - решит УК

На управляющие компании в ЖКХ нашли управу

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Юрий Носовский
Юрий Носовский — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Людмила Айвар
Людмила Áйвар — российский юрист, общественный деятель *
Обсудить