Телефонные мошенничества давно стали головной болью и СМИ, и правоохранительных органов. Но одно дело, когда этим занимаются преступники, и другое дело, когда подозрение падает на сотовых операторов. Услуги, которые абоненты не заказывали, ненужные сервисы, которые приходится оплачивать, сложности с тарифами. Есть ли какие-то способы борьбы с таким сервисом?
Надо сказать, масштаб проблемы можно оценить, например, по обилию возмущенных и эмоциональных посланий в социальных сетях. Несколько примеров (вообще их великое множество).
"Оператор (название) мошенническим образом без ведома абонента подписывает его на услуги сайта (название) и снимает по 20,32 руб. в день. У нас таким образом оказался "подписан" номер отца спустя шесть дней после его смерти. Утечку денег обнаружили недавно, потому что телефоном фактически не пользовались — часть времени он был выключен, а СМС о наличии каких-то подписок или отписках мама не понимала".
"Подписка устроена таким образом, что она сама подключается и автоматически себя продлевает каждый день, если абонент не отправил отказ. То есть, если ты по каким-то причинам не видел СМС или не дочитал до конца, где указано, как отказаться, с тебя каждый день будут снимать деньги".
"Каждый день мне шлют погоду и курс доллара, а еще и деньги снимают за это. А на кой это мне? Погоду я в окно вижу, а доллар только по телеящику. Вот же такие-сякие (по понятным причинам, выражение как бы смягчено)".
"У меня родители живут в Беларуси, а я в соседнем городе, но в России, и каждый раз, когда к ним езжу, у меня большие деньги с телефона снимаются. Где справедливость? Что за грабеж?"
Читайте также:
Вадим Деньгин: Абоненты должны дружить с сотовыми операторами, а не жаловаться на них
Как распознать мошенников в интернете
И как тут с возмущенными гражданами не согласиться? Но все-таки что-то помешало обрушиться на всех поголовно сотовых операторов моему праведному журналистскому гражданскому гневу. Не все так просто. Почти никто из авторов возмущенных сообщений не писал о том, обращался ли он в свою сотовую компанию с соответствующими вопросами или вообще принимал ли хоть какие-то меры. Это как бы и насторожило… Послушаем экспертов.
"Всякое бывает в этой жизни, но говорить, что сотовый оператор, у которого 50-60 миллионов абонентов, мошенничает по-мелкому, это было бы, наверное, не очень правильно, — рассказал в интервью Pravda.Ru шеф-редактор журнала "Мобильные коммуникации" Леонтий Букштейн. — Бывает самостоятельное подключение, или человек кликнул на предложение сервиса и забыл. Или, например, возвращается человек из роуминга, тем более, заграничного, ему присылается СМС — так вы все-таки отключите те сервисы, которые могли быть подключены в роуминге. То есть, здесь не мошенничество, а просто без умысла хотят сделать как лучше, но получается, как всегда…
Но если человек считает, что его дурят, прямо хотят из него выкачать какую-то прибыль, надо просто элементарно связаться с сотовым оператором по указываемым обычно номерам и попросить отключить все сервисы, которые он не просил, и проверить это после небольшого отрезка времени. Да, бывают подключены незапрошенные сервисы, это случается, но я не думаю, что по какому-то злому умыслу. Поэтому просто элементарно надо периодически проверять у самого оператора, а какие сервисы подключены".
Вообще, по мнению эксперта, контролировать надо и свой тарифный план, потому что он устаревает, а есть и новые тарифные планы, более выгодные для абонента. Операторы, как правило, не сопротивляются тому, что абоненты переходят на новые тарифные планы, более выгодные для них. Вообще, есть статистика, что при объявлении новых тарифных привлекательных планов, 40 процентов на них заявляются уже имеющиеся абоненты, а не те, кто только пришел и регистрируется. Поэтому просто надо со своим оператором иметь определенные отношения и поддерживать живой контакт, чтобы не оказалось, что вдруг у тебя что-то списывают.
"Когда-то, я помню, на заре мобильной связи происходили такие вещи, когда люди видели, что списываются какие-то непонятные деньги, но это была такая каша-малаша начального периода, обычно в такой суете она и происходит, — вспоминает Леонтий Букштейн. — Сейчас времена изменились, и оператор не будет шутить с большими массивами абонентов. Потому что есть сейчас право перехода от оператора к оператору с сохранением номера. И если что-то абоненту не по нраву, он спокойно, за сто рублей, может уйти от этого оператора к другому, сохранив при этом свой номер".
Читайте также:
Леонтий Букштейн: Не уточняя у оператора о подключении услуг, абоненты воруют сами у себя
Мошенники в метро "кибернезировались"
Если абонент считает, что какие-то его права нарушены именно оператором, конечно, тут прямая дорога в общество защиты прав потребителей. Это всегда третейский судья во взаимоотношениях покупателя, потребителя, пользователя. Другой вопрос, что если после обращения абонента не произошло то, о чем он попросил — тогда надо начинать судебную процедуру, хотя это не просто, может, и не быстро. Проще все-таки периодически проверять у оператора, какие сервисы мне подключены, каков ваш тарифный план, насколько он сегодня актуален и выгоден, добавил эксперт.
"Буквально несколько дней назад я обнаружил пропажу на одном из моих номеров 450 рублей, но оказывается, что я выезжал за границу и не выключил услуги коммерческие, которые были мне подключены по моему же желанию, — рассказал свою собственную историю в беседе с корреспондентом Pravda. Ru депутат Госдумы, член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Вадим Деньгин. — Я об этом сам просто забыл…
Об этом не предупреждают, это некая такая навязчивая услуга со стороны оператора. Вот о чем идет речь — необходимо постоянно быть на связи с сотовым оператором, всегда есть бесплатный звонок в службу контроля, в службу исследования вашего счета, какие подключены услуги, какие выключены и периодически взаимодействовать с этой службой.
Люди порой подключают свой мобильный телефон к связи и забывают о том, какая у них услуга подключена, какой у них тарифный план, и фактически показывают свою так называемое правовое незнание. И когда деньги у них исчезают, люди пытаются апеллировать к оператору и предъявлять свои претензии. Это одна сторона медали, когда этот процесс нужно самому контролировать. Потому что, допустим, 450 рублей, которые я отдал оператору - так я сам виновен в том, что я подключил эту услугу, ей воспользовался, но не отключил, когда это было необходимо. Поэтому эти 450 рублей я потратил впустую. И я сам виновник этой ситуации.
Но бывают ситуации, когда вы подключаете мобильный телефон и оператор (уточню — недобросовестный оператор), специально вам подключает какие-то услуги, за которые вы платите деньги. Тем более в большинстве случаев люди попадают на интернет. Ведь большинство смартфонов — они скачивают информацию постоянно, там какие-то биржевые котировки они обновляют, погоду и все остальное, это все стоит денег, люди об этом в большинстве даже и не знают!
И когда они узнают о пропаже определенной суммы денег, у них начинает портиться настроение, они начинают звонить оператору, спрашивать, почему они своровали их деньги. Я думаю, что в 2015 году стоит еще раз собраться в рамках круглого стола и парламентских слушаний на территории Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Госдумы, собрать операторов, переговорить по этой ситуации".
Тем более, говорит наш парламентский эксперт, за последнее время появилась еще одна проблема — точнее она была, но за последнее время еще больше стала. Мы прекрасно знаем, что провалы в связи, провалы в использовании сигнала у нас есть, никто не застрахован от этого. И поэтому в большинстве случаев граждане платят за первую минуту разговора, а когда проваливается связь, человек разговаривает до обрыва, скажем, 20 секунд, но платит за всю минуту, вот в чем проблема, и оператор ему эти деньги не возвращает.
Следующая проблема — операторы порой пытаются навязать коммерческие услуги, как бы "забывая" об этом предупредить. "Мы попытаемся эту ситуацию в 2015 году исправить, чтобы подобных вещей не было. Но еще раз говорю — надо быть самому повнимательнее и самому контролировать ту область, где вы тратите деньги, — добавил Вадим Деньгин. — Вот я сам недавно столкнулся с такой ситуацией, хотел поскандалить, а с другой стороны, что мне скандалить, если я сам подключал эту услугу и сам забыл ее отключить. Оператор, конечно, не собирается тебе звонить, когда ему плывут деньги в руки и говорить о том, что забери эти деньги себе обратно…
Во всяком случае, контролировать все самому надо собственноручно. Но я думаю, что проблема есть, мы ее обсудим на комитете Госдумы в самое ближайшее время. Если это будет нужно, пропишем в Законе о связи некие пункты, которые будут регулировать отношения между сотовыми операторами и пользователями данной сети, чтобы обезопасить пользователей в рамках навязчивой услуги. Вот это, я считаю, будет правильно!"
Ну, а по поводу того, куда должен обратиться абонент, если считает, что какие-то его права нарушены именно оператором, Вадим Деньгин дал примерно те же рекомендации, что и все другие эксперты, тут путь совершенно стандартный: руководство (даже то, которое всего на ступеньку выше простого менеджера) сотовых сетей, Общество прав потребителей, Роскомнадзор, и, в конце концов (если ничего больше не поможет), суд.
Хотя, если разобраться (это я уже и по собственному опыту ориентируюсь), на уровне регионального руководства сотовых операторов вполне можно решить большинство сложных вопросов по связи. Никто в наше время не хочет прослыть ненадежной компанией!
Конечно, в пунктах продажи контрактов сотовой связи сотрудники, менеджеры по продажам, зачастую не утруждают себя объяснениями, какие коммерческие "навороты" подключены, какие не подключены, в чем особенности того или иного тарифа… Ну так и самим негоже лениться их спрашивать обо всем — в ответах на такие вопросы, собственно, их работа и заключается!
Читайте также:
Мошенник обкрадывал людей, сидя в колонии
Мошенничество: старые методы не ржавеют
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.