Проблема сохранения стабильности и противодействия экстремизму добавилась в последнее время к вопросам, как нам поднять и обустроить Россию. Недавно эти темы обсуждались на форуме ОНФ и в Совете безопасности. Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda.Ru рассказал политолог, доктор философских наук, профессор Высшей школы экономики Леонид Поляков.
— Против экстремизма, который в последнее время захлестывает мир и представляет большую угрозу, предлагается несколько средств борьбы. Поддержание внутреннего мира — задача любого государства. Профилактика любого экстремизма — одна из первостепенных задач.
Прежде всего, конечно, нужна продуманная воспитательная и образовательная программа. Россия создавалась как многонациональное, многоэтническое, многоконфессиональное государство. С помощью образовательных программ, культуры, искусства можно добиваться взаимопонимания, поддерживать баланс межнациональных, межконфессиональных отношений и укреплять наше единство.
Необходимо особое внимание обратить на работу с молодежью. Наиболее подвержена экстремистским соблазнам именно молодежная среда, как в религиозном, так и в революционном аспекте.
И третья проблема — это неконтролируемая незаконная миграция. Этот серьезный фактор тоже обсуждался на Форуме действий Общероссийского народного фронта. Там был и глава Федеральной миграционной службы Константин Рамодановский. Нельзя допускать неконтролируемой миграции. Потому что появление бесправных людей, подверженных любому воздействию, создает в стране мину замедленного действия, которая может взорваться в любой момент.
Вот эти три направления в концепции профилактики и предупреждения экстремизма заложены. На площадке ОНФ шел подробный разговор об этом. Видимо, он будет резюмироваться в каком-то серьезном тексте, будет сделаны выводы и приняты меры. Возможно, будет создан отдельный федеральный орган, в котором эта проблематика будет сосредоточена.
— Руководители Федеральной миграционной службы ведь уже рапортовали об успехах в контроле за миграционными потоками, вроде ситуация у нас улучшилась, выслали большое число незаконных мигрантов…
— С точки зрения силового воздействия на эту проблему, использования мер наказания, вроде бы все хорошо. Но ставится другая задача: создание благоприятной среды пребывания и человеческих условий найма на работу. Потому что люди должны себя чувствовать здесь людьми. Они не должны себя чувствовать во враждебном окружении.
Их становится все больше и больше. Когда отмечаются религиозные мусульманские праздники, мы видим, сколько молящихся прямо на улицах. Это огромная масса молодых мужчин. Они должны себя чувствовать нормальными людьми, вокруг них не должна быть атмосфера недоверия, тем более ненависти и вражды.
Депортациями, отловами незаконных мигрантов проблему не решишь. Этих людей нужно уметь адаптировать, даже если они временно здесь. Должна быть продуманная стратегия на всех уровнях — муниципальном, государственном, на уровне различных общественных организаций.
— А если они не хотят адаптироваться, а хотят жить по своим правилам и не собираются эти правила менять?
— Это не тот случай. Все-таки они приезжают к нам в огромном большинстве с территорий бывшего Советского Союза. У них связи до сих пор окончательно еще не разорваны. Бабушки и дедушки, матери и отцы этих молодых ребят из Средней Азии — все-таки еще советские люди. Они еще живут в одном ментальном, духовном и культурном пространстве с нами.
В чем проблема Западной Европы? Почему там в третьем поколении появляются бомбисты, террористы? Потому что это чужие люди. Это люди из бывших колоний.
Но у нас другая ситуация. Поэтому мы не должны довести ситуацию до того, когда эти молодые мужчины, которые едут сюда, чтобы поддержать своих матерей, бабушек, дедушек, жен… (Нищенство в республиках Средней Азии — чудовищное, если говорить просто, без обиняков.) Эти люди едут сюда, к нам, в Россию, в Москву, в надежде, что у них получится просто хотя бы вывести свою семью на более-менее приемлемый уровень. Просто, чтобы семья жила. Потому что там этого сделать нельзя. Не надо вокруг них создавать вот эту атмосферу вражды. Не надо терять то инерционное единство, которое все еще есть и в их глазах и душах, и в наших.
Сама эта нарастающая масса трудовой миграции создает новые культурные сообщества внутри России. Уровень требований повышается. Это так или иначе придется учитывать. Сегодня мир стал другой, технологии другие, все очень сильно изменилось. И один человек может нагадить так, что всем мало не покажется. С этим работать надо. Россия строилась изначально как сообщество народов, наций. Но сейчас новая ситуация.
— Сейчас везде новая ситуация. На Украине пошли чередой памятные даты Майдана…
— У всего мира фактически. Потому что натворили такого, что касается всего мира…
Эта майдановская так называемая "революция достоинства" — на самом деле революция халявности. Потому что люди, собственно, пошли на Майдан в надежде, что если мы прокричим: "Украина — це Европа!" — Европа откроет свои закрома, границы и все украинцы дружной толпой пойдут туда, на тучные пастбища, где все бесплатно, и будут жить-поживать, добра наживать.
— Почему бесплатно? Они там хотели по десять тысяч евро.
— Это как минимум. Сначала пошли действительно недовольные. Но вот так спонтанно: давай, вдруг куда-то побежим и что-то сделаем, — так не бывает. Это продуманная логистика и организация. Сразу прибежали боевики. Была заранее подготовлена инфраструктура. Конечно, оранжевая революция — это всегда инструмент.
Беседовала Инна Новикова
Читайте также:
"Положение серьезное, но драматизировать не надо"
Посол Белоруссии: у каждого своя демократия
Украина: путь из варяг в Сомали
Почему для Европы Россия - "недоумение"
Как спасти русский мир в Центральной Азии
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.