Поездка спецкора Pravda.Ru в Незалежную убедила, что Украина стала иной страной. Инфраструктура вся еще советская, строятся в основном торгцентры и элитное жилье. Но мозги у основной массы наших соседей уже далеко не советские. Довелось пообщаться и с донецким бизнесменом — из тех, кто снабжает население и ополченцев. Разговор получился длинным.
Долгий разговор в киевской гостинице с Николаем (назовем его так), предпринимателем средней руки из Донецка, затянулся чуть ли не до утра. В советское время закончил он знаменитый Нархоз, и без работы никогда не сидел. Но 23 года назад, когда "все случилось", ударился в коммерцию и, в общем-то, немало преуспел. В начале года имел в Донецке три магазина, сейчас (пока) осталось два — в один попал "Град", но, к счастью, никто не погиб…
Говорит на суржике — собственно, как и немалая часть населения ДНР. И не русский, и не украинский — а что-то среднее. Наверное, лучше представить слово ему самому — до сих пор не могу сообразить, как можно его слова прокомментировать. Итак, о Донецке и ДНР от первого лица.
"Самое безопасное место в Донецке — возле блок-постов ополчения, туда снаряды почти не попадают. Этому можно удивляться, но факт есть факт. То ли просто целиться не умеют те, кто стреляет, то ли все это специально. Люди с каким-то горьким юмором относятся к такой жизни, как бы привыкли…
Закупаю продовольствие исключительно на оптовых складах на Украине. В России дороже (во всяком случае, еще совсем недавно было так). Хотя после падения рубля некоторые коллеги-предприниматели стали ездить в Ростовскую, Белгородскую, Липецкую и Воронежскую области для закупок. Но таких пока мало.
Особых проблем проехать с деньгами через пять КПП из Донецка, ДНР в Киев и обратно с товаром нет. Если, конечно, дороги и "тайные тропы" знать, да вести себя послушно и не "возникать" на блок-постах. Но везде надо что-то "давать". В Киев — деньгами, обратно — водкой на каждом КПП. Правда, в ДНР сейчас ополченцы водкой и вообще чем-либо берут меньше, у них там дисциплина появилась, порядок какой-никакой. Только документы проверяют и подсказывают, в какое время и как ехать, чтобы под обстрел не попасть.
С украинской стороны "просто так" пропускают редко — как летом, в разгар боев, так и сейчас. Если понимают, что ты за товаром едешь — трясут по полной. Один раз все деньги отобрали, и обратно прогнали. Из пяти КПП на том маршруте, по которому ехал в этот раз — три ополченцев, одно ВСУ (солдаты-срочники и офицеры) и одно Нацгвардии (бывшие внутренние войска, даже форму многие не сменили).
Редко на том "заветном" маршруте, которым езжу, можно встретить "батальонцев", то есть добровольцев типа из "армии Коломойского" -- все таки на блок-постах более или менее опасно, да и дежурство круглосуточное должно быть. А там, где опасно, и много работы, да служба не мед — "батальонцами" обычно и не пахнет. Во всяком случае, сейчас. Наигрались в войнушку…
Люди в Донецке, ДНР очень плохо относятся к любым украинским военным и к Киеву так таковому, и нейтрально — к России. Еще летом все ждали, что российские войска придут и хоть обстрелы прекратятся. Но сейчас ждать перестали, только на себя все надеются. Но то, что на выборы 2 ноября ходили дружно, как никогда — чистая правда. В Россию не очень-то многие и стремятся, считают, что лучше самим по себе жить. И дружить с Россией. Ну и с Киевом замириться. Все-таки "на той стороне" — куча родных, знакомых, друзей.
Российских регулярных войск в Донецке лично не видел, а вот добровольцев, особенно казаков, много — примерно каждый четвертый ополченец. Хотя в разных подразделениях и на разных блок-постах по-разному. Многие из "пришлых" открыто ходят в казачьей униформе Войска Донского. Чеченцев (их как бы все боятся, особенно украинская армия и Нацгвардия) лично не видел, но говорят, что были, особенно ранним летом, когда бои были активнее. Собственно, в Донецке немало "коренных" армян, чеченцев, грузин и других кавказцев, которые тут родились и жили всю жизнь…
В Донецке сейчас люди умудряются ловить и российские, и украинские телеканалы, но больше правды на российских. А свой разбомбленный магазин видел по всем каналам, причем картинка была одинаковая, как будто вообще один оператор снимал — но украинское ТВ за кадром говорило, что стреляли российские войска вместе с террористами, на российском ТВ — что Нацгвардия. А на самом деле стреляли украинские солдаты, армия.
Линии фронта как таковой нет. Люди привыкли. Перемен никто не ждет, особенно предприниматели. К весне многие разорятся, это все прогнозируют. Работают только шахты (причем далеко не все), которые принадлежат Ахметову, там и зарплату платят, но только небольшую часть от оклада. Государственные шахты бомбят, и они не работают. Электричество в Донецке есть (в большинстве районов), нет только горячей воды, холодная по графику или привозная в цистернах.
В августе даже меня задерживали на "нашем" блок-посту в районе 29 завода в Донецке, спасло лишь то, что подвернулся знакомый ополченец, дал позвонить по телефону знакомому ополченскому начальнику, а то бы пришлось окопы рыть. В Донецке, ДНР это самое модное наказание — строительство оборонительных сооружений. Был свидетелем, как на блок-посту задержали юного пацана при проверке автобуса в Донецк, у него в рюкзаке нашли символику Правого сектора, тут же круто побили и отправили в комендатуру куда-то. Вряд ли выпустят… И что за идиот — ну куда ты в Донецк с визитками "правосеков", дурень какой-то. В Донецке за эту символику не только от ополченцев можно получить по мозгам, но и просто — от обычных прохожих, даже от женщин и бабулек. Не церемонятся особо.
В Донецке начинает практиковаться в некоторых магазинах (в частности, у меня) продажа продовольствия по записи, поскольку наличных денег у населения уже почти нет. Гуманитарная помощь из России действительно раздавалась, но только по донецкой прописке, и получали ее не все, потому что очень много приезжих из окрестных сел.
Сами люди из Донецка охотнее уезжают к родственникам в другие области Украины, чем в Россию — если, конечно, там близких родственников нет. Так, у меня дочь с мужем и внучкой уехали в Черкассы. Много уезжают в Одессу и Харьков. В Донецке говорят, что в Харькове вообще почти советская власть, Киева там как бы не слушаются. Пока не был, надо съездить…
Нацгвардию (бывшие внутренние войска) люди не любят, а вот "Правый сектор" ругают последними словами. Бывает, что по Донецку проезжают колонны военной техники. Однако сомневаюсь, что она российская — слишком старая, хоть и свежевыкрашенная. Летом украинские военные бросили очень много танков — целые колонны, и их ополченцы используют. Специалисты многих автомастерских подрабатывают на ремонте украинской бронетехники для ополченцев, за это даже что-то платят. Так что информация, которая звучит о Донецке по российским телеканалам, очень близка к истине.
К войне привыкли, на обстрелы почти не обращают внимания, все устали. В городе осталось много народу, и то, что Донецк опустел — только миф. Про Россию никто особо не вспоминает в Донецке, порой и поругивают, но вяло. Украину ругают куда больше. На Россию реально никто не надеется: "все равно самим выкарабкиваться придется". Многие уже склоняются к тому, чтобы убежать именно на Украину, причем куда угодно: "Мы и тут, и там России и даром не нужны!".
Наличных денег нет почти ни у кого. Чтобы снять деньги с карточки, ездят в соседние области Украины через пять КПП. Ни ополченцы, ни ВСУ, ни Нацгвардия этому не препятствуют. "Правого сектора" сам не видел в Донецке, хотя там говорят, что он периодически появляется на машинах и потом вдруг куда-то исчезает с линии противостояния. В общем, живем, как можем… Хоть бы скорей это все закончилось!".
Ну, какие тут могут быть комментарии? Да никаких…
Читайте также:
Владимир Карасев: ДНР и ЛНР де-факто признаны
Киев учится произносить ДНР и ЛНР
Кто и кого будет выбирать в ДНР неясно
Борис Борисов: "У Донецка отняли право на выбор"
Донецк и Луганск - последняя надежда Украины
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.