Соединенные Штаты занялись экономической и политической блокадой Москвы, когда Россия начала отстаивать свои национальные интересы. Санкции испытывают Россию на прочность: выдержат ли россияне эти трудности? Или в России победят ценности общества потребления и любовь к хамону и пармезану? Об этом в эфире видеоканала Pravda.Ru — политолог Сергей Михеев.
— Как вы считаете, День народного единства стал настоящим общенародным праздником?
- Постепенно он приживается. Понятно, что вводили его как компромисс между советскими ноябрьскими праздниками и необходимостью иметь вообще какой-то подобный праздник. В этом смысле компромисс достаточно удачный, потому что как ни крути, а события 1612 года — символичны и знаковы в истории России, это действительно было время, когда фактически народ взял инициативу в свои руки, отстоял независимость государства, когда тогдашняя элита провалила все, что можно было провалить.
Как раз эта дата раньше была недооценена. Сам период был недооценен в истории России, потому что это был действительно момент, когда народ решил свою судьбу своими руками. Понятно, что этим праздником пытались как-то заместить 7 ноября. Более молодые люди воспринимают его как уже вполне себе государственный праздник.
Для более пожилых людей, наверное, это формальность. Хотя содержание праздника не могут отрицать ни приверженцы, скажем, коммунистической идеологии, ни либералы или какие-то противники этих идеологий. Факт, что это был крайней важный момент в истории России.
— В этот раз и большие гуляния были, акция "Мы едины", когда представители четырех партий, которые раньше даже близко не заявляли о единстве, а тут вышли и сказали: да, мы едины.
Всех объединила политическая повестка. Действительно, ситуация довольно напряженная. Начиная с 91 года, мне кажется, Россия в такой ситуации ни разу не была. Мы попытались артикулировать свои национальные интересы и тут же начали получать серьезное сопротивление со стороны тех, кто считает, что управляет миром. Сейчас наступил тоже достаточно серьезный момент истины. Сможем ли мы удержать этот удар, санкции, сможем ли выдержать планку, которую сами себе задаем, или мы рассыплемся? Не проявим ли мы слабость на радость врагам?
Запад вводит санкции в расчете на одну простую вещь. По их мнению, за 23 года российское общество превратилось таки в общество потребителей, которому, в общем-то, все равно, где жить, во что верить, вопрос в том: как потреблять. Для потребителя нет родины, для него родина — там, где ему лучше потреблять. Я думаю, что США тестируют современное российское общество: совсем ли мы забыли, кто мы такие? Забыли мы опыт побед наших предков, потеряли их качества, которые позволяли эти исторические победы достигать? Совсем ли мы готовы ради сиюминутных благ, пармезана, хамона и всего остального все это бросить? Или все-таки мы еще остаемся теми русскими, россиянами?
— "Форбс" признал Путина самым влиятельным политиком мира. Как вы это оцениваете?
- Все эти рейтинги достаточно условны и субъективны. Здесь тоже можно спорить. Но это говорит о том, что они считают Россию как минимум ведущим геополитическим игроком. Это показывает пустоту разговоров наших либералов о том, что Россию уже не видно и не слышно, никто нас на самом деле в расчет не берет. Они часто любят говорить, что это мы выдумали себе какое-то противостояние с американцами и Европой, а они вообще про нас не вспоминают на самом деле и давно забыли. Если бы это было так, никто бы Путина на первую строчку в таких рейтингах не ставил.
Это говорит о простой вещи: они считают нас серьезным геополитическим конкурентом и вынуждены учитывать нашу позицию. Для них вся ситуация с Россией является достаточно серьезным вызовом, хотя я лично убежден, что противостояние с США не является смыслом жизни для России. В коне концов, нам 1000 лет, мы состоявшаяся цивилизация, а противостояние с США - просто реалии сегодняшнего дня и отстаивание собственных национальных интересов. Конечно, мы должны что-то делать. А уж как будет — посмотрим.
— Нарышкин заметил, что американцы совершенно открыто говорят, что формируют всю политику для того, чтобы шантажировать Россию. Даже Байден сказал, что европейцы не хотели санкций, но под сильным влиянием Америки вынуждены были это делать. Поэтому нам деваться некуда, мы должны реагировать.
- Конечно, мы должны что-то делать, но не надо преувеличивать. Нельзя преуменьшать, но не надо и преувеличивать значение США в нашей жизни. Мы жили до американцев. Я надеюсь, проживем и после них, будем решать свои проблемы. Мы просто должны учитывать реалии. Путин совершенно прав в своей валдайской речи, что американцы создают такой квазибиполярный мир. Я уверен, что цель США в данном случае не только Россия, но и Европа. Об этом сто раз говорили, но можно еще раз повторить.
Америка, если кто помнит, крайне болезненно реагировала на процесс создания Евросоюза, на процесс появления евро в качестве второй резервной валюты, потому что тогда возникла угроза раздвоения Запада. После распада советского лагеря возникла угроза раздвоения Запада, и Европа претендовала на роль альтернативного Запада. То есть американцы могли потерять ведущую роль не только во всем мире, но и в западном мире. Появлялось бы два Запада — одни американский, другой европейский.
Две альтернативных модели, может быть, даже демократии. Хотя я скептически отношусь к демократии, но тем не менее. И ко всему прочему, США пришлось бы конкурировать кое-в чем с Евросоюзом. И плюс еще одна вещь: с исчезновением угрозы с востока американский военный зонтик Европе уже был не нужен. И у американцев не было другого выхода, кроме как создавать некие военные угрозы, чтобы обосновывать свое военное присутствие. А во-вторых, создавать все условия, чтобы Европа не стала альтернативным Западом, чтобы она осталась при американцах.
Я уверен, что именно для этого они стимулировали необоснованное расширение Евросоюза. Потому что когда в Евросоюз запихали все эти восточноевропейские страны, потом еще и бывшие союзные республики они просто утопили стремление Евросоюза к самостоятельности. Во-первых, они создали ему кучу экономических проблем. Во-вторых, они стали проамериканским лобби внутри Евросоюза. В-третьих, именно эти страны возродили, как мы видим, вот эту антироссийскую повестку дня.
Ведь что американцы предлагают Европе? — Они говорят: мы даем вам военную защиту. Военную защиту от кого? — Нужны постоянные угрозы.
В 90-х годах глупо было говорить, что это защита от России, поэтому появились такие смешные угрозы как Иран, Северная Корея и многие-многие какие-то террористы, которые жутко угрожали Европе. Якобы американцы должны были оставаться именно поэтому в Европе. Понятно, что эти угрозы не тянули на такое серьезное военное присутствие. Следовательно сейчас они занялись реконструкцией российской военной угрозы и убеждают Европу, что США должны защищать Европу от России, потому что сама она с Россией не справится.
Мне это напоминает логику рэкетира в 90-х годах. Приходят рэкетиры к бизнесмену, говорят, мы будем тебя защищать. — От кого? — Найдется от кого защищать. Ты плати деньги, главное. Американцы так ведут себя везде. Они продают свою военную защиту. Но чтобы продавать свою военную защиту, нужны угрозы. Они создают угрозы для того, чтобы продавать свою военную защиту. В итоге Европа остается пристегнутой к американцам, и американцы лидируют в этом коллективном Западе.
Читайте также:
Белый дом: санкции против России не достигли поставленной цели
Антироссийские санкции ударили по странам, которые их вводили - Путин
Хитрый способ обойти санкции Запада
ЕС обещает России новые санкции
Страшны не санкции, а их отмена
Скважина в Арктике поглотит все санкции
Санкции спрессовали время: ждать больше нельзя
Санкции ударят по зарплатам россиян?
Санкции Запада продлят "русскую весну"
Россия поборет санкции приемами самбо
Беседовала Инна Новикова
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.