Некоторые ученые и педагоги, выступившие в прессе, отмечают, что в нашей стране пока нет четкого понимания, как развивать высшее и специальное профессиональное образование. Юристов-экономистов перепроизводство, а инженеров не хватает. Кто вообще в России это определяет и есть ли в этой сфере какие-то изменения к более логичному подходу к производству необходимых стране квалифицированных кадров? Эксперты подтвердили Pravda.Ru: проблема гораздо серьезнее, чем может показаться…
Нехватка рабочих, технических и инженерных кадров в России вообще занимает первое место среди всех проблем, какие у нас есть. Начнем с длинной, но очень уместной цитаты, считайте ее как бы эпиграфом. "Эта проблема вышла на первое место, обогнав коррупцию и административные барьеры. Для меня это было удивительно. В Петербурге, например, более трех месяцев не могут найти специалистов в службе занятости — требуются слесари-сборщики и электросварщики в области судостроения. Зарплату предлагают не маленькую, более 50 тысяч рублей. Понятно, что электросварщики в области судостроения — это штучный товар. Но проблема носит комплексный характер!" — сказал Владимир Путин еще года три назад на специальном совещании по профтехобразованию в Питере. Что-то изменилось за это время? Сомнительно!
Около двух миллионов квалифицированных рабочих и инженеров не хватает сегодня экономике России. Причина проста: неуправляемая рыночная конъюнктура наплодила гуманитариев, сделав когда-то уважаемое звание рабочего синонимом неудачника. И сегодня никто не оспорит утверждение, что надо, да просто уже необходимо, возрождать в новом качестве систему профессионально-технического образования.
Автор этих строк лично много лет наблюдает сложную картину профессиональных пристрастий. Возьмем крупный промышленный центр на Севере России, моногород Северодвинск. На нескольких крупных заводах тут работает подавляющая часть населения города. Зарплата приличная. И все городские газеты пестрят объявлениями: требуются сварщики, механики, инженеры. И тут же: ищу работу юриста… социолога… экономиста… и т. д.
Что самое печальное, местная молодежь идет на заводы неохотно, престиж профессии корабела, увы, упал донельзя. Заводам приходится искать кадры и в других городах, и в странах СНГ, и в районах Архангельской области. И вообще, вербуют гастарбайтеров где возможно. А местные ребята идут в бармены, в продавцы и т. д. Верх счастья — поступить учиться на кого угодно в Москву или в Санкт-Петербург и там остаться… Увы, такая безрадостная картина наблюдается и во многих других регионах России. Может быть, привел я и частный случай, но в том-то все и дело, что он уже стал общим местом! Кто-то вообще у нас что-то такое планирует в стране? Или, как в народе говорится, "хватит жить, как попало, будем жить, как придется!"
"Было такое стихотворение, я его точно не помню, но его все знали: "Коротка у стула ножка, подпилю ее немножко". Подпилил. Выяснилось, что опять же "коротка у стула ножка", только уже другая, "подпилю ее немножко". В результате, стула не стало, — так весьма образно ответил на вопрос корреспондента Pravda. Ru доктор педагогических наук, профессор, член общественной палаты по образованию в городе Москве, заведующий лабораторией философии образования Института теории истории педагогики РАО Яков Турбовской. — Там, где нет стратегии, где нет продуманного планирования, где нет системного анализа проблемы, там мы везде будем натыкаться на проблемы. Петька дома, Васьки нет, Васька дома, Кольки нет. Мы же сами наплодили Бог знает что, с избытком. Теперь мы заявляем — тех много, этих мало. Позакрывали профтехучилища, позакрывали пединституты. И отсюда получается, что отсутствие этой стратегии приводит к тому, что мы все время вынуждены бросаться слева направо и обратно, маятниковое у нас движение…"
По мнению эксперта, сегодня нужно остановиться и продумать ситуацию, хоть немножечко вперед спрогнозировать и посмотреть, какие запросы, на сколько времени нужны, сколько и куда нам нужно токарей, инженеров, оленеводов и т. де. Мы же не дома на кухне, непросто государством управлять, да еще таким сложнейшим, как Россия. А ведь в свое время Советский Союз самим фактом своего существования научил весь мир планировать. Ну, а в России пока не научились…
У нас в конечном итоге минфин определяет, кого учить и на какие специальности, говорит Яков Турбовской. Придет к нему министр образования, он скажет — у меня на это денег нет. И все, вопрос закрыт. А на самом деле, нужны службы, которые анализировали бы, готовили бы доклады, разрабатывали разные концепции на конкурсной основе, и чтобы общество привлекалось и участвовало в обсуждении этих проблем.
Ну, и нужно понимать различия в российских регионах, их полным-полно. Ведь у нас одна область в Сибири больше Франции. А там то откроют один институт, то закроют другой. Все это порой происходит волюнтаристски, непродуманно, не системно, непоследовательно, как будто мы все время находимся в ситуации пожара…
"Придумали слово — команда, как будто у нас не государство, а феодализм. Каждый под себя подбирает своих подчиненных, а они должны служить не ему, а государству нашему. А почему в Англии, например, со сменой любого руководителя, аппарат остается тот же самый. Потому что они знают, их не надо снова натаскивать. Почему в Японии все чиновники взаимозаменяемы? У нас в этой сфере нет системы, традиции, стабильности, ответственности. Ушел, забыл, не спросили, назначили другого. Беда-то и состоит в этом, что кулуарно принимаются решения, потом кулуарно их отменяют, никаких широких обсуждений нет, ничего не понятно. Ничего…" — так, довольно печально, выразил свое мнение по этому вопросу Яков Турбовской. И возразить ему особо нечего…
"Это, конечно, очень глобальный вопрос, — считает заместитель руководителя Центра профессионального образования ФИРО (Федеральный институт развития образования) Федор Дудырев, поделившийся своим мнением с Pravda. Ru. — Ну, вот конкретный пример. Мы сейчас анализируем потребность предприятий города Москвы в квалифицированных рабочих. Обнаружилась очень простая и для многих других регионов понятная вещь. Требуется несколько десятков профессий: машиностроительных, специалистов по авиастроению, по электронике. Но при этом, когда мы смотрим, какую предприятие предлагает зарплату, выясняется, что эта зарплата значительно ниже среднегородской. Совершенно понятно, что сколько ни готовь токарей, если завод приглашает на работу токаря пятого разряда на зарплату 30 тысяч, то ни один квалифицированный токарь на эту зарплату не придет. Вопрос вот в чем. Когда предприятия говорят, что им требуются рабочие руки, надо еще подробно анализировать, каковы условия труда и каков уровень зарплат.
Очень часто предприятия дают ложный сигнал… Есть второе обстоятельство. Когда мы анализировали эти вакансии, мы обнаружили, что 99 процентов вакансий ориентированы на людей со значительным опытом работы и с высоким квалификационным разрядом. Таким образом, предприятия ставят барьер для выпускников учебных учреждений, попросту говоря, молодых рабочих никто не примет. Требуются люди с опытом работы и квалификационным разрядом. Это еще одно препятствие, которое просто организацией дополнительной подготовки не решишь!"
Кстати, по словам эксперта, схема так называемой "дуальной подготовки", которая сейчас успешно развивается в десяти регионах России, как раз и позволяет преодолеть эту проблему. Она заключается в том, что еще в процессе обучения молодой рабочий оказывается на предприятии, его специально готовят под конкретный вид оборудования, он знакомится с наставниками и с бригадой, и это облегчает в значительной степени адаптацию на рабочем месте, добавил Федор Дудырев.
В общем, проинтегрировав все вышеизложенное, любой из нас придет хоть и к однозначному, но, по сути, дуальному выводу: или в стране пока вообще как таковая отсутствует хоть сколько-либо упорядоченная система планирования подготовки кадров, или она настолько засекречена, что никто о ней ничего не слышал. А может быть, она существует лишь в головах (или в снах?) каких-то секретных "узких специалистов". Ну, нашли, что "секретить"…
И в заключение, еще одно экспертное мнение, которое можете считать эпилогом. "Белые воротнички" давно одолели "синих", — поделился своими соображениями по этому проводу в беседе с корреспондентом Pravda. Ru профессор СПбГУ, доктор технических наук Виктор Гнедышев. — Найти толкового обученного специалиста с высшим образованием, скажем, по специальности "Металлообработка" или "Технология металлов" для работы на заводе сложнее, чем специалиста среднего звена по той же специфике. А уж грамотного молодого рабочего — и того, как мне кажется, труднее.
И причем нельзя сказать, что государство этого не видит и не понимает. В том-то и дело, что прекрасно понимает. К счастью, как минимум в последнее десятилетие властные структуры прекрасно стали осознавать, что без подготовки будущих кадров все благие намерения, все капитальные вложения в технические обновления производства могут пропасть. В этом, без сомнения, российскому руководству нужно отдать должное. И многое в этом направлении делается. Но, увы, мы опоздали с этим очень намного. И поэтому двигаться в этом направлении нужно вдвойне, втройне активнее!"
Ну что ж, как раньше говорили, за работу, товарищи…
Читайте также:
Ноу-хау: останьтесь, где родились
Зачем государству "тихие троечники"
"Противостоять техногенным катастрофам некому"
Ливанов хочет сделать из вузов АО
Истоки Болотной — курс Ливанова
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.