Недавний пленум в Верховном суде России буквально всколыхнул российский интернет. Так, на этом пленуме судьи разъяснили вопрос о том, можно ли считать злоупотреблением доверия женщины изнасилованием. И Верховный суд России ответил на этот вопрос твердым "нет". В общем, все как у классиков: не верьте, девушки, ушам своим и обещаниям мужчин.
Наверное, уже несколько поколений слышало немного скабрезный анекдот: "Ты же обещал на мне жениться! — Мало ли что я на тебе обещал". Несмотря на формально легкий жанр этого перла, он нередко упоминается и во вполне серьезных источниках — в частности, учебниках и статьях по сексологии. С вполне обоснованным комментарием специалистов: прекрасному полу не стоит доверять обещаниям мужчин, данным накануне, во время или даже сразу после самого приятного в жизни события.
В первом случае, ради достижения цели мужчина, как заправский наркоман в ожидании дозы, может пообещать все, что угодно. А после выброс "гормонов счастья" опять же опьяняет мужские мозги не хуже водки. А потому любые мужские посулы на этом фоне сродни хрестоматийному "пьяному базару", полагаться на серьезность которого — верх легкомыслия.
А 21 октября вышеобозначенный вечный вопрос насчет обещаний стал предметом обсуждения в Верховном суде Российской Федерации. Ибо первым пунктом повестки дня запланированного на этот день пленума значилось: "О судебной практике по делам о преступлениях о половой неприкосновенности личности".
К сожалению, на сайте Верховного суда пока находится новость лишь с анонсом проведения пленума. А его решения известны по изложению журналистов ряда изданий. Но и эта косвенная информация представляется крайне интересной и важной.
Самое главное — суд постановил: "Не могут рассматриваться как понуждение к действиям сексуального характера или как иные преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности действия лица, добившегося согласия потерпевшей на вступление в половое сношение или совершение действий сексуального характера путем обмана или злоупотребления доверием. Например, заведомо ложного обещания женщине вступить с ней в брак и т. п.".
Тем самым судьи четко разграничили сферу морали и права, которые не всегда полностью перекрывают друг друга. Что, в общем, и хорошо, поскольку дает возможность людям быть действительно нравственными существами по свободному выбору своей совести, а не под угрозой принуждения или боязни наказания.
И правда, даже если признать ложное обещание "я на тебе женюсь" преступлением, то его можно было бы квалифицировать в худшем случае, как мошенничество. Но никак не в категориях статьи об изнасиловании, поскольку ни о каком насилии здесь не может быть и речи. Точно также, как кража в отсутствии хозяев дома считается куда меньшим проступком, чем вооруженный разбой.
Впрочем, если ловеласы и казановы после упомянутого пленума решили воспрянуть духом, сделали они это совершенно напрасно. Ибо верховные судьи оставили для "любителей клубнички" немало подводных мин, на которых можно очень чувствительно подорваться.
Так, в решении ВС сказано: "воздействием с целью получения вынужденного согласия на сексуальные действия являются шантаж, угроза уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо использование материальной зависимости потерпевшего лица".
Последний пункт, как видится, позволяет довольно широкую трактовку — что считать "материальной зависимостью"? Если подходить к делу формально, то таковой можно считать, скажем, статус "гражданской жены" или, как говорили раньше, "содержанки".
То есть, пока в этой паре отношения идут в полном смысле полюбовно по принципу "секс в обмен на деньги (подарки, заботу и прочее)" — ничего страшного не случится. Но если "объект зависимости" вдруг решит наказать своего "благодетеля" — получается, ей достаточно будет лишь обратиться к правоохранителям с заявлением об изнасиловании? Во всяком случае, до более полного разъяснения позиции Верховного суда этот вариант кажется не таким уж фантастическим.
Еще более туманно выглядит пункт о том, что алкогольное или наркотическое опьянение жертвы изнасилования может считаться беспомощным состоянием. При этом не имеет значения, была жертва приведена в такое состояние насильником или находилась в беспомощном состоянии независимо от его действий.
Но, позвольте, в таком случае любое романтическое свидание с неизменным "интимным полумраком, шампанским, легкой музыкой" может трактоваться, как "подготовка к изнасилованию". Надо ж уточнить, какая именно стадия алкогольного или иного опьянения может считаться "беспомощным состоянием" — легкая эйфория, сопор или настоящая "кома", тяжелый токсический сон.
Кстати, последнее может показать только медицинская экспертиза, но никак не заявление, возможно истинной, возможно мнимой жертвы о своей "полной беспомощности" постфактум.
Понятно, что в хорошем настроении, включая и по причине алкогольной эйфории, милые дамы становятся еще более милыми и податливыми. Но, наверное, это не повод вводить в такие ситуации еще и уголовное регулирование? Разве что сама процедура потребления алкогольных напитков происходила под принуждением.
С другой стороны, сильно жалеть ловеласов, попавших под колпак новых толкований статей УК об изнасиловании, как-то не очень и хочется. В конце концов, те или иные формы обеспечения норм межполовой морали существовали в человеческом обществе всегда.
Да, мужчины по своей природе не прочь стать "мужьями на час" для максимума доступных женщин. Но у женщин-то на этот счет другое мнение — тоже закрепленное эволюцией! Им нужен не просто "самец-оплодотворитель", но заботливый муж, отец детей, кормилец. Тогда и ребятишек в семье может быть больше одного.
А потому принцип "если ты был близок с девицей — то ты обязан на ней жениться" был популярен не только среди знати. Просто дворян, не желавших быть истинными рыцарями, родственники обманутой девушки вызывали на дуэль. А крестьянского парня, обманувшего подругу, учили нравственности с помощью оглоблей, дреколья и прочих воспитательных инструментов отец и братья прелестницы.
В советское время мощнейшим фактором соблюдения морали, особенно для членов КПСС, были парткомы. Отказывавшиеся раскаяться в "аморалке" обычно расставались с партбилетом и надеждой на мало-мальски нормальную карьеру.
Так что российским мужчинам не стоит бояться разъяснений Верховного cуда по "сексуальным вопросам". Просто надо быть действительно настоящим мужиком, а не кобелем. Относясь к отношениям со своей подругой не как к спорту и удовлетворению половой нужды, но как к главному смыслу жизни во взаимной любви.
Читайте также:
Изнасилование реальное, последствия виртуальные
Изнасилование в Новосибирске возбудило Рунет
Александр Федорович: Групповое изнасилование дает "льготы" участникам
Сергей Нурисламов об истории с изнасилованием в Новосибирске: Это сатанизм
Изнасилование поставило Мьянму на грань войны
30 суток - за изнасилование школьницы
Подростки попали под статью за изнасилование
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.