Истерия в Швеции в связи с якобы российской подлодкой

Кто сигналил Швеции: АПЛ, дайверы или килька?

 

Западный мир переживает очередную антироссийскую истерику. На этот раз в центре скандала шведы, которые по сигналам радиобуя обнаружили подводный объект всего в полусотне километров от Стокгольма. И сразу был сделан вывод, что это русские плывут на подводной лодке, хотя минобороны РФ опровергло эту информацию. Pravda.Ru вместе с экспертами разбиралась в ЧП.

О масштабе "бедствия" говорит хотя бы тот факт, что шведы поднимали в воздух над акваторией вблизи Стокгольма целую стаю вертолетов, объявили тревогу по всей Балтике, чтобы обнаружить нечто, довольно позорно пропущенное всеми постами и средствами контроля НАТО, тут же заявив, что это именно российская подлодка.

Шведы якобы обнаружили некий неопознанный подводный объект по сигналам радиобуя всего в полусотне километров от Стокгольма — так написала местная газета в субботу. После нервных возгласов "русские плывут", надо отдать должное, некоторые скандинавские СМИ все-таки скромно предположили, что сигналы вполне могли принадлежать и голландской дизель-электрической подлодке "Брэйнвис", которая по вполне законно согласованным с НАТО планам боевой подготовки отрабатывала в непосредственной близости от побережья Швеции практические задачи.

Сейчас ДЭПЛ ВМС Нидерландов вроде бы в Таллине, но собирается домой. Уж какие там задачи недалеко от шведской столицы голландцы отрабатывали, неизвестно, но ведь НАТО обязано было предупредить Швецию, ежели таковые были. Хоть Швеция номинально и не член НАТО, но все-таки числится в союзниках.

Читайте также: Подлодка, посеявшая тревогу у американцев

Минобороны Швеции также, в конце концов, не подтвердило информацию о присутствии российской подлодки вблизи Стокгольма. Выступая перед журналистами, контр-адмирал Андерс Гренстад заявил, что береговая охрана ведет поисковую работу с тем, чтобы прояснить сообщения никак не военных, обязанных сторожить страну, а (не падайте со стула!) журналистов из небольшой местной газеты в прошлую субботу!

А мы-то, непутевые, до сих пор думали, что только блистательная госпожа Псаки может профессионально вылавливать фейки из прессы и фейсбуков. Но, как оказалось, это заразно и даже до Швеции дошло. Теперь там сообщается, что подводный радиосигнал дали некие аквалангисты неопределенной принадлежности. Ждем, когда в тамошней прессе дойдет до "испускания" аварийных сигналов дельфинами или балтийской килькой…

Как сообщил изданию Politonline. ru источник в руководстве генштаба РФ, "если бы случилось ЧП, мы бы немедленно оповестили общество. И радиосигнал — это не снаряд и не голубь с запиской, чтобы направлять его "прямо на военную базу в определенный город", и нужно здраво оценивать заявления иностранных СМИ, демонизирующих Россию уже не первый месяц".

С другой стороны, некоторым шведам все равно хорошо. Местная газетка подняла тиражи, шведские военные теперь получили "веские" основания лоббировать свои финансовые интересы в преддверии принятия бюджета-2015 в Риксдаге. За вступление в НАТО в нынешнем году высказывалось всего чуть более трети шведов, но теперь их число на несколько десятых или сотых процента точно возрастет… Кстати, вот вам и ответ, кто является бенефициаром, выгодополучателем от этой в прямом смысле утки: только НАТО выгодно пугать шведов русскими, которые плывут… Тем более, что опыт в запугивании населения других стран у НАТО беспрецедентный.

Как уже сообщала Pravda. Ru, американские СМИ, например, не так давно сообщали о российской подлодке у берегов США. По их информации, "в Мексиканском заливе была обнаружена российская атомная подлодка класса "Акула". Подлодка, по данным властей США, провела в заливе около месяца: ее обнаружили лишь в тот момент, когда она покидала акваторию. Вот только ни документальных, ни каких-то иных свидетельств пребывания нашей "Акулы" нет и быть не могло. Вообще-то наши стратегические атомные подлодки проекта 941 "Акула", вошедшие в книгу Гиннесса как самые громадные подводные корабли в мире, вообще в море не выходят, их всего три осталось — две ждут утилизации, а одна модернизирована в испытательный стенд для пусков "Булавы". Да и вообще они по классификации НАТО "Тайфунами" называются…

Читайте также: Подлодка, напугавшая Горбачева и Рейгана

Ну да ладно. Просто, как видится, шведов легче всего пугнуть именно русскими подводниками. Увы, этому есть объяснение. Почти 33 года назад, в ноябре 1983 года, советская подлодка С-363 действительно села на мель в районе строго охраняемой секретной главной базы военно-морских сил Швеции, Карлскруне. Пожалуй, это был единственный задокументированный и доказанный инцидент с советскими боевыми кораблями у скандинавских берегов, но с тех пор и шведы, и норвежцы, словно получив на это некое законное право, без устали твердят о нарушении их территориальных вод не только советскими в прошлом, но и российскими подлодками в наше время.

Незатейливая и довольно глупая навигационная авария мгновенно переросла во вселенский скандал. Впрочем, иного развития событий и быть не могло. Скандинавы давно испытывали особый зуд на предмет так называемых нарушений территориальных вод советскими подлодками. В шведских водах вдруг стало тогда "выявляться" несметное количество неопознанных подводных аппаратов, которые автоматически стали считать советскими. Шведские газеты, следуя духу истерии, успели окрестить это "крупнейшей советской военной акцией, направленной против западноевропейского государства".

Было потом изведено немало глубинных бомб, но ни одного реального факта, указывавшего на национальную принадлежность подводных объектов, шведским военным обнаружить не удалось. Однако те крепили бдительность, время от времени постреливая по стаям лебедей, чьи шеи подозрительно напоминали русские перископы, и проверяя похоронные процессии в погранзонах на предмет наличия в гробу… русских спецназовцев.

Ну, а что, им было из-за чего истерить — действительно, советская субмарина совершенно по-глупому вылезла на мель на виду у самого секретного объекта Швеции, тут уж трудно спорить, факты есть факты. Советскую подлодку С-363 даже на отечественном флоте иронично прозвали "шведский комсомолец" (по аналогии с традиционными для той поры наименованиями). И до шведов зря не довели секретную директиву времен еще ВМФ СССР — и вот об этом подробнее.

"С начала 80-х годов, после происшествия со "шведским комсомольцем", советским, а теперь российским подлодкам вообще запрещено приближаться к шведским берегам, - рассказал в интервью Pravda. Ru бывший командир дизельной подлодки Балтийского флота, капитан II ранга Виталий Капитонов. - Насколько мне известно, до сих пор не отменена строжайшая директива, которая была издана Главным штабом ВМФ после инцидента с так называемым "шведским комсомольцем". Никаких операций, никаких разведывательных подводных походов около шведских берегов не планируется, и нашим подводникам даже думать об этом запрещено!

Читайте также: Была ли наша подлодка у берегов США?

Случай из моей службы: моего товарища, старпома соседней лодки, серьезно дисциплинарно наказали во время командно-штабных учений (то есть без реального выхода в море), когда на его рабочей карте была случайно обнаружена проверяющим флагманским офицером "карандашная", черновая (!) прокладка курса, согласно которой корабль мог приблизиться к берегу Швеции менее, чем на 80 миль. Так что берега Швеции, Финляндии и Норвегии для целого поколения наших подводников - это настоящее табу, это уже стало где-то на генном уровне… Так что какие уж там русские подлодки у берегов Швеции — ее реально легче найти, извините, где-нибудь в степях Украины".

Автор этих строк неплохо знаком с полковником в отставке, ветераном внешней разведки, бывшим советским резидентом в Швеции (сейчас об этом уже можно говорить) Борисом Николаевичем Григорьевым. Помнится, мы часто говорили с ним как раз о тех событиях. Недавно он вручил мне очередное издание своей книги "Швеция под ударом", посвященной как раз тем событиям и ставшей своеобразным историческим бестселлером. Дарственная надпись на обороте обложки гласит: "Замечательной Pravda.Ru с пожеланиями успехов и новых читательских аудиторий!". Именно от него наше издание и узнало о подробностях тех событий.

Читайте подробнее: Как "шведский комсомолец" НАТО напугал

Повторяться не будем, но кое-какие внешнеполитические нюансы, рассказанные Борисом Григорьевым эксклюзивно для Pravda.Ru, все-таки приведем. Международный скандал разразился колоссальный, его размах можно сравнить разве что с приземлением немца Матиаса Руста прямо на Красной Площади в Москве, случившемся, правда, гораздо позже, в мае 1987 года.

Западная печать предпочитала для обозначения севшей на мель русской субмарины выражение Whisky on the Rocks (каламбур, обыгрывающий натовское наименование субмарины проекта 613 — "Виски" с английским термином "Виски со льдом"", буквально — на скалах). Именно это довольно обидное прозвище и прогремело в свое время на весь мир.

Но, что самое интересное, именно после этого инцидента не только в официально нейтральной Швеции, но и практически во всех странах НАТО были увеличены ассигнования на охрану береговых военно-морских объектов.

Видится, что и нынешний фейк про "русские плывут" был запущен с той же целью — отхапать побольше от бюджетов легких на веру западных налогоплательщиков…

 

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить