Ситуация с туроператором "Нева" стала поводом для активного обсуждения в прессе и соцсетях. Действительно, защищены ли мы, российские туристы, за рубежом так, как должно? Отдельные структуры пытаются переложить ответственность на принимающие стороны, поставщиков услуг. Президент Beleon Леонидас Димитриадис высказывает свое мнение о возникшей кризисной ситуации после приостановления деятельности туроператора "Нева" и отвечает на обвинения представителей Ростуризма, появившиеся недавно в ряде СМИ.
Как все начиналось и чем закончилось?
Взаимодействие между турфирмами "Нева" и Beleon Tours осуществлялось на основании юридического контракта, в котором четко оговорены условия сотрудничества, в частности условия оплаты. В контракте прописано, что мы работаем по предоплате, которую необходимо вносить до заселения. В случае неоплаты мы имеем право аннулировать брони в отеле, а "Нева" обязана предоставить туристам другой продукт. Поэтому еще раз повторюсь: все наши действия были обусловлены рамками контракта и юридически легитимны.
В начале июля после общения с руководством "Невы" компания Beleon Tours готова была сделать официальное заявление о прекращении сотрудничества с "Невой", но руководство компании попросило не делать этого, так как это негативно сказалось бы на компании и рынке в целом. "Нева" заявила, что предпринимает все шаги для урегулирования ситуации.
14 июля мы оповестили посла Греции в России и всех партнеров о прекращении сотрудничества с турфирмой "Нева" в связи с невыполнением взятых на себя обязательств по контракту. Долг "Невы" на тот момент с шестизначной цифры сократился и составлял 55 425 евро.
Несмотря на то что 14 июля мы оповестили руководство "Невы", греческое консульство, посольство Греции в Москве, посольство Российской Федерации в Афинах, греческие отели о прекращении сотрудничества с компанией "Нева", "Нева" продолжала присылать туристов, которые на тот момент уже не являлись клиентами компании Beleon Tours, а "Нева" была предупреждена об аннулировании брони в отелях в связи с неоплатой.
Высказывания, что сами туристы впервые узнали о кризисной ситуации в аэропортах Греции, не соответствуют действительности. Многие туристы "Невы" прилетали в Грецию, не имея на руках обратных билетов, некоторые были оповещены о проблемах "Невы" еще при вылете из Петербурга.
Таким образом, нас поставили в очень сложную ситуацию. Мы должны были выбирать: либо Beleon Tours, соблюдая пункты договора, бросает туристов "Невы" в аэропорту (на что мы юридически имели полное право), либо, не задумываясь о финансовых потерях, пытается помочь ни в чем не повинным туристам. Оставив сомнения, мы максимально помогали туристам: встречали в аэропорту, предоставляли трансферы, расселяли в отелях, предоставляя всю необходимую документацию для страховой компании по возмещению непредвиденных затрат по возвращению в Россию. Понимая критичность ситуации, мы делали все, что было в наших силах. С некоторыми отелями удалось договориться о бесплатном расселении туристов "Невы". В ночное время мы развозили по отелям туристов "Невы", которых другие принимающие компании даже не встретили в аэропорту. Многим туристам помогали искать обратные билеты домой.
Мы неоднократно пытались связаться с "Турпомощью", Ростуризмом, страховой компанией "Восхождение", нашим партнером "Нева", но в первые дни все попытки не увенчались успехом. После "Турпомощь" заявила, что выделит средства только на "вывоз" туристов и ни в коем случае не для других расходов. Многие туристы, не дождавшись реакции от уполномоченных органов страны по решению ситуации, в самостоятельном порядке приобрели обратные билеты на личные средства, понимая, что эти деньги им никто не вернет.
Отрывок из письма туристки с Родоса: "Ростуризм и "Турпомощь" молчат, ни ответа по почте, ни звонка. Я понимаю, что обращений у Ростуризма и "Турпомощи" очень много, но мы обращаемся к ним еще с субботы! Было бы отлично, если бы они вернули нам деньги здесь, потому что, я так понимаю, со страховой будет сомнительно. Мы вылетали без обратного билета, "Нева" сказала, что нам выдаст его принимающая сторона. А так как с субботы на нас никто не реагировал, мы потеряли надежду и веру в наши службы. Поэтому купили билеты на даты, которые были возможны! Сегодня из нашей группы вылетают первые туристы за свой счет, так никто с ними и не связался, другие за свой счет уезжают в воскресенье!"
Туристы с пониманием отнеслись к нашим сложностям. Практически не было ни жалоб, ни скандалов, так как все видели, что наша компания делает все, чтобы максимально облегчить последствия безответственного отношения "Невы" к своим туристам. И только после выхода в СМИ комментариев Ростуризма стали появляться отрицательные отзывы в адрес Beleon Tours. С начала 2014 года мы приняли 2327 туристов "Невы". Сейчас решается вопрос по отправке домой последних туристов — речь идет не более чем о 20 россиянах. Мы приложим все силы, чтобы организовать отправку оставшихся туристов в Россию.
А судьи кто?
Хочу озвучить свое мнение на счет ряда высказываний в адрес Beleon Tours, сделанных недавно представителями Ростуризма в СМИ. Шантаж туристов, как было озвучено, — это не стиль работы нашей компании, и это не позволяет делать законодательство Греции — страны, являющейся родиной демократии.
Не стоит забывать, что среди жертв банкротства "Невы" оказались не только туристы, но и партнеры туроператора. У компании Beleon Tours есть финансовые обязательства перед операторами, агентствами, отелями и другими представителями туриндустрии Греции.
Как пишут некоторые российские СМИ, в "Неве" считают, что Beleon Tours просто "отыгрался" на туристах. Очень странно слышать подобные заявления от представителей компании, сознательно подвергавшей своих клиентов риску, на протяжении всего сезона не платившей поставщикам услуг. Переносить ответственность за случившееся на принимающего партнера, забывая о фактах, приведших к банкротству крупного оператора и вытекающих из этого последствиях, которые отразились на представителях туриндустрии и туристах, — циничная позиция.
Я считаю безосновательными упреки Beleon Tours в халатном отношении к туристам. Компания Beleon Tours за все время своего существования никогда не была уличена в недобросовестных действиях по отношению к партнерам и клиентам. В 2013 году Beleon Tours принял 330 тысяч российских туристов. Стоит набрать в "Яндексе" "Отзывы о Beleon Tours" и почитать отзывы наших клиентов (99 процентов из которых — благодарности), как становится ясной неуместность данных обвинений.
Прогнозы на будущее
Я убежден в необходимости проведения крупных реформ в туристическом законодательстве РФ. На данный момент в нем отсутствуют механизмы урегулирования ситуаций, подобных случаю с "Невой". Я считаю нездоровой ситуацию, когда туристический рынок считает, что всю ответственность должно и можно свалить на принимающую компанию. Необходимо решить вопрос со страховыми компаниями, так как их уставной капитал в разы меньше взятых под их гражданскую ответственность страховых обязательств.
Я призываю объединить силы для консолидации и профессионального саморегулирования. Только так мы сможем сохранить доверие наших клиентов к туриндустрии в целом и к каждому профессиональному и законопослушному ее представителю в частности.
Мы надеемся, что Ростуризм рассмотрит все эти вопросы, потому что на деле мы видим, что, к сожалению, ни один турист не застрахован от таких случаев и далеко не каждый сможет найти в себе силы и терпение пройти сложный бюрократический путь и получить финансовое возмещение по туристической страховке. Наша общая задача — сделать отдых каждого туриста максимально качественным, комфортным и безопасным.
Читайте также:
Три крупных риска российского туриста
Страны мира "померились" туризмом
Туристический год: предпочтения россиян
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.