Интерес в Германии к Гитлеру достиг рекордного уровня, отмечает британская The Telegraph. Нынешние немцы интересуются фюрером больше, чем когда-либо, начиная с поражения Третьего рейха во Второй мировой, утверждают авторы проведенного недавно исследования. Однако и без этого исследования понятно, что фашизм в Европе переживает второе рождение.
В исследовании, проведенном группой немецких специалистов по контролю за СМИ, приводится множество фактов возросшего интереса немцев как к истории нацизма, так и к фигуре фюрера, отмечается заметное увеличение количества документальных фильмов и книг об Адольфе Гитлере.
Повышенный интерес немцев к Гитлеру и нацистам западные социологи объясняют тем, что большая часть нынешнего поколения уже никак не связана с опытом Второй мировой войны, меньше, чем предыдущие поколения, стыдится того исторического периода и стремится узнать больше правды о нем.
Читайте специальный сюжет Знамя фашизма реет над слепой Европой
Изображения фюрера время от времени появлялись в рекламе немецкого производителя шляп из Бонна Hut Weber, немецкой фирмы по производству презервативов Doc Morris Pharmacies, а также в социальной кампании против СПИДа. Особенное негодование общественности вызвал рекламный ролик из немецкой земли Саар (Saarland). В 2009 году под слоганом Aids ist ein Massenmörder!- "СПИД — массовый убийца (вариант перевода: военный преступник)!" был продемонстрирован половой акт с участием актера, загримированного под Гитлера.
Читайте также: Telegraph: Украинский кризис подстегнул рекордный интерес немцев к Гитлеру
Похоже, что ностальгия по нацистским временам охватила уже не только Германию и Европу, но и весь мир. Вот некоторые факты.
Австрия
Вот уже несколько лет Roland M., живущий в федеральной земле Форарльберг (Австрия), продает на своем вебсайте водку Hitlerschnaps по цене 12,20 евро за бутылку. "У меня вы получите ностальгические бутылки с великими историческими персонами прошлого", — пишет австриец на своей страничке в интернете. В 2012 году в отношении Роланда прокуратура начала расследование, но до судебного производства дело так и не дошло. Австрийские "зеленые" настаивают на том, что торговец осознанно пропагандировал национал-социалистские идеи, поскольку на своей интернет-странице он открыто использовал изображение знамени со свастикой и помещал ссылки на блоги ультраправых.
Италия
Американскую пару еврейского происхождения, зашедшую в августе 2012 года в супермаркет итальянского города Гарда (Garda), шокировали этикетки на винных бутылках с портретом Гитлера, которые продавались за 9,50 евро. В энотеке итальянской столицы представлены винные бутылки с изображениями немецкого фюрера Гитлера, итальянского дуче Муссолини и генералиссимуса Сталина.
Франция
Французское Национальное наблюдательное бюро против антисемитизма (Bureau National de Vigilance Contre L'Antisemtisme/BNVCA) назвало "неприличным" проведение в Париже аукциона по продаже артефактов Третьего рейха. Из примерно 40 выставленных на продажу предметов, с молотка должны пойти документы рейхсмаршала Германа Геринга, дарственная испанского диктатора Франко Герингу, а также декоративный потолок с изображением свастик и имперским орлом. Эксперт французского аукционного дома утверждает, что аукцион проводится абсолютно на легальной основе, публично выставлять запрещено только объекты со свастикой. Французские военнослужащие захватили эти предметы в 1945 году в гитлеровской резиденции Бергхоф в Оберзальцберге (Баварские Альпы).
Турция
Турецкое рекламное агентство Marka в 2012 года приостановило рекламную кампанию шампуня Biomenc Адольфом Гитлером.
Индия
Владельцы магазина мужской одежды западных брендов Hitler в Ахмедабаде (Ahmedabad), штат Гуджарат, открытого в августе 2012 года, причем на вывеске точку над iв имени фюрера заменяла свастика, после многочисленных протестов согласились сменить одиозное название. Как объяснил один из хозяев, казус произошел по причине того, что магазин назвали в честь его деда, которого земляки за суровый характер прозвали Гитлером.
Читайте также: Александр Шатилов: Возрождение фашизма — это издержки кризиса либеральной идеи в Европе
Индонезия
В 2013 году в индонезийском городе Бандунге (Bandung) владельцу пришлось закрыть свой бизнес — "солдатское кафе" — SoldatenKaffee, по той причине, что стены заведения, в котором посетителей обслуживали официанты в эсэсовской униформе, были увешаны нацистской символикой и рунами. По словам хозяина, он знал о кровавых деяниях немецкого диктатора, но пошел на такой шаг исключительно из меркантильных соображений.
Украина
В одном из торговых центров Киева можно было свободно приобрести 40-сантиметровую куклу Адольфа Гитлера за 1200 гривен (чуть более 240 долларов по коммерческому курсу в 2008 году). За образец была взята кукла Барби. К произведенной на Тайване кукле-Гитлер прилагалась сменная шинель, обувь и даже голова с более дружелюбным выражением лица. В то время на Майдане Незалежности вполне легально торговали книжкой Гитлера Mein Kampf ("Моя борьба").
Не показатель ли это возрождения фашизма и национал-социализма, если таковые признаки проявляются даже в Германии?
На вопрос Pravda. Ru ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин ответил: "С одной стороны, определенные настроения правого толка в Европе растут, но это, мне кажется, обусловлено все-таки не личностью Гитлера, а большими нерешенными национальными вопросами в Европе, обусловленными и массовой миграцией, и размытием национальной идентичности европейских народов. Многие интеллектуалы европейские, особенно те, кто не потерял свои корни, пытаются этому противодействовать, но их, естественно, автоматически сложившийся политический класс и истеблишмент записывает в неонацисты и гитлеролюбы. Идея патриотизма, идея национализма намного более глубока, чем ее понимал бесноватый ефрейтор. Поэтому интерес к тем или иным историческим личностям или к тем или иным историческим событиям сводить к каким-то шаблонным картинам — это черное, это белое, было бы совершенно неправильно".
Подогревает ли интерес к этой теме националистические настроения и кризис на Украине?
"Безусловно, — считает Александр Камкин, — потому что, с одной стороны, украинские псевдонационалисты (или, как их еще можно назвать, ЦРУшные националисты) ориентируются на личность Гитлера, как на этакое мерило своей национальной идентичности. Гитлеровский план "Ост" — отчленение Украины от России и создание псевдонезависимого украинского государства — в основном с центром в Галицийской Украине, а русскому народу, великороссам места в таких полунеформальных независимых государствах, естественно, не отводилось. Фактически тот галицийский национализм — это национализм без нации. Они используют Бандеру вкупе с Адольфом Гитлером как некие идеологические знамена. На самом деле, это обусловлено не только более давней практикой Второй мировой войны, но и очень грамотно проведенной идеологической компанией американских спецслужб, американского правительства, которое использовало эмигрантов, украинских, прибалтийских, различных диссидентов, придерживавшихся крайне шовинистических взглядов, для взращивании такой подрывной идеологии.
Надо помнить очень важный системообразующий документ, принятый конгрессом американским еще в 1950-е годы. "Закон о порабощенных народах" 86-90 по своему содержанию один в один повторял гитлеровский план "Ост": расчленение СССР, раздел его на формально независимые государства. Естественно, угнетателем объявлялся русский народ, а все народы окраин СССР объявлялись угнетенными и требующими освобождения. И в рамках данного закона проводились различные кампании по искусственному взращиванию таких окраинных националистов, что более точно характеризует этничность и прибалтийского, и украинского, западно-украинского, потому что, сами понимаете, Украина состоит фактически из нескольких составляющих, и тот оголтелый галицийский шовинизм и привел к нынешнему расколу Украины, к сепаратистским настроениям на востоке.
Читайте также: Александр Камкин: США изучали Третий рейх в рамках идеологической борьбы с СССР
Каковы причины возрождения интереса к нацистскому прошлому и кому это выгодно?
"Прежде всего это выгодно неонацистским организациям, — утверждает декан факультета социологии и политологии Финансового университета Александр Шатилов, — потому что раньше они находились на маргинальном положении. Сейчас у них появляется шанс на этих кризисах сыграть, повысить популярность. Одновременно они довольно активно критикуют европейскую политическую и экономическую модель, и это им приносит определенных резидентов, не только в Германии, но сейчас мы видим такие праворадикальные настроения, практически повсеместно в Европе. Одновременно, есть определенные круги, не столько европейские, сколько проамериканские, которые эту тему могут раскручивать и этот моховик запускать, потому что они видят в неонацистах возможность реанимации идеи "натиска на Восток" (Drang nach Osten - ред.) и попытку направить внутреннее европейское недовольство против России".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.