Проблемы с покупкой полиса ОСАГО ощутили на себе в марте-апреле многие автовладельцы. Растерянные клиенты, не найдя бланков ОСАГО в офисах компаний, направили за это время сотни гневных жалоб регулятору страховщиков, а также в антимонопольную службу. В ответ ФАС взяла ситуацию под свой контроль и инициировала проверки некоторых страховых компаний.
Со своей стороны ЦБ РФ, понимая, что проблема таится намного глубже, принял решение активизировать работу над внесением изменений в условия страхования ОСАГО. В частности, чтобы объективно оценить состояние рынка и понять, нужно ли повышать тарифы, Центральный Банк пригласил международного консультанта Towers Watson для проведения оценки правильности расчета тарифов. Получив результаты оценки, в ближайшее время ЦБ примет решение, необходимо ли менять страховые тарифы по обязательному страхованию. Хочется надеяться, что контролирующие органы не только знают о проблеме, но и занимаются активными поисками выхода из сложившейся ситуации.
Возможно, у некоторых представителей автомобильной общественности сложилось мнение, что страховщики намеренно создают сложности с ОСАГО. Но на самом деле для страховых компаний ситуация намного сложнее: цена вопроса — продолжать работать на данном рынке или уйти с него. Стоит отметить, что речь сейчас идет отнюдь не только о мелких компаниях. По данным ЦБ РФ, более 80 процентов всех оформленных договоров страхования сосредоточены у лидеров рынка, компаний из первой двадцатки. Банкротство любой из этих компаний принесет рынку и экономике в целом огромный ущерб.
Страховщики также, как и автовладельцы, недовольны положением дел в страховании ОСАГО. С их точки зрения проблема кроется в отсутствии единых правил оценки ущерба поврежденных автомобилей. Страховые компании надеются, что с принятием Госдумой нового закона об ОСАГО, ситуация на рынке стабилизируется.
Виноваты ли в сложившейся ситуации отчасти и водители?
Напомним уважаемым водителям, что компенсация по ОСАГО — это выплата пострадавшим в ДТП. Причиной ДТП, как известно, зачастую становятся грубые нарушения правил дорожного движения. Другими словами, водитель по невнимательности или халатности разбивает другому участнику дорожного движения машину. Возникшие убытки и оплачивают страховые компании по ОСАГО. В этом и есть самая суть "автогражданки", но виновная сторона тоже должна быть наказана рублем за свою ошибку. При этом система бонус-малус, призванная поощрять за аккуратную езду и наказывать за "лихачество", по факту так и не заработала. По сути, водители, которые ездят по правилам и не попадают в ДТП, платят за страховки почти столько же, сколько и "злостные" нарушители.
Несмотря на определенные сложности, страховые компании и автовладельцы — не противники на поле боя. Скорее и те, и другие стали заложниками несовершенных правил игры. И после внесения регулятором соответствующих корректив, равновесие должно восстановиться.
В добровольном страховании проблем меньше
Примером успешного сотрудничества страховщиков и их клиентов можно назвать КАСКО. Большинство автовладельцев, которые страховали свои автомобили, довольны размерами выплат и скоростью урегулирования. Доказательством служит тот факт, что около 70 процентов клиентов по КАСКО планируют страховать автомобиль и в дальнейшем.
На этом рынке автовладельцы имеют большое разнообразие вариантов страхования. Например, многие пользуются калькуляторами КАСКО на сайтах страховых компаний и получают скидку в 5-15 процентов от стоимости полиса. Такие инструменты помогают подобрать нужный перечень рисков, оптимальные размер франшизы и другие условия страхования. В свою очередь, универсальные калькуляторы каско позволяют выбрать программу страхования среди предложений десятков страховщиков.
Ценообразование на рынке каско происходит под действием объективных макроэкономических факторов, а не назначается высшим руководством страны. Вот почему в настоящее время страховые компании РФ предлагают клиентам программы страхования автомобилей на любой вкус и кошелек.
К услугам автовладельцев каско, страхующее автомобиль от всех возможных рисков с учетом особенностей эксплуатации конкретного автомобиля. Большинство ведущих компаний предлагают своим клиентам в качестве бонусов дополнительные услуги, например, возмещение расходов на транспортировку поврежденного автомобиля. Страховые компании идут навстречу пожеланиям клиентов и предлагают достаточно интересные и необычные страховые программы, которые быстро набирают популярность. Например, "РЕСО-Гарантия" страхует автомобили только на случай хищения, а, судя по последним отзывам об "Ингосстрахе", их страховой продукт по защите шин и дисков автомобиля от повреждений на дороге пользуется заметным спросом сразу в нескольких российских городах.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.