Четырнадцатого октября 1793 года перед Революционным трибуналом предстала французская королева Мария Антуанетта. А 19 апреля 1770 года в Вене состоялось бракосочетание "по доверенности" гордой австриячки Марии Антуанетты. Так начался ее крестный путь к алтарю, короне Франции и гильотине. Трагическая судьба этой красавицы, королевы Франции и матери короля Франции стала основой для многих картин и литературных произведений знаменитых писателей. Что же осталось в истории?
Своего пятнадцатого ребенка, прелестную девчушку Марию Антонию Йозефу Иоганну (Maria Antonia Josepha Johanna) императрица Мария Терезия Австрийская (Maria Theresia von Österreich) родила 2 ноября 1755 года. В тот день, когда в Лиссабоне произошло сильнейшее землетрясение, отзвуки которого просвещенная Европа ощущала даже в изящной словесности. Подобное совпадение даже в siècle des Lumières - как называли эпоху Просвещения — считались неблагоприятным знамением.
Мария Терезия поинтересовалась у чародея и заклинателя бесов доктора Гасснера, будет ли ее дочь счастливой. И получила от него ответ, не менее загадочный, нежели изреченное древнегреческой пифией:
"Кресты найдутся для всех плеч".
В два годика Антуан, так по-домашнему называли малютку, переболела оспой. К счастью, болезнь не оставила на ее прелестных щечках никаких следов. Антуан унаследовала от матери красоту, но была лишена ее работоспособности и характера. Внешность, не вполне лишенная простительных недостатков, например, несколько выпяченная, как почти у всех Габсбургов, нижняя губа. Зато своим шармом Антуан неотразимо действовала на собеседника. На нее решительно нельзя было сердиться.
Властная мать из политических соображений решила заключить брачный союз с Бурбонами. Первоначально на роль невесты для наследника французского престола предназначалась Шарлотта (как называли дома Марию Каролину), бывшую на три года старше Антуан. Младшая числилась во втором составе. Однако перед самым отъездом к жениху, королю Обеих Сицилий Фердинанду I, от оспы скончалась их старшая сестра Мария Жозефа. Ее место заняла Шарлотта.
Читайте также: Истории любви: муж-солдафон и жена-философ
Аббат Вермон, учивший Антуан "продвинутому курсу" французского, в своем отчете австрийскому послу писал о своей подопечной:
"до двенадцати лет никто не приучал ее к усидчивости. Она не столько ленива, сколько легкомысленна, и обучать ее довольно сложно. Впрочем, хлопот она никому не доставит, ибо, живая и смешливая, она не отличается ни выдающимся умом, ни хитростью".
В июне 1769 года король Франции Людовик XV просил Марию Антонию Йозефу Иоганну в жены для своего внука Людовика Августа. По такому случаю устроили грандиозный бал, после чего началась подготовка к свадьбе, назначенной на май 1770 года. Отныне Антуан будут называть Мария Антуанетта (Marie Antoinette).
Жених юной эрцгерцогини, дофин Людовик Август, был старше невесты менее чем на год. Его близорукие водянистые голубые глаза с опаской взирали на окружающий мир. Высокий, склонный к полноте, он был застенчив и скован, однако хорошо учился и знал историю, право, географию, с удовольствием вычерчивал географические карты, имел познания в латыни, говорил по-английски и немного по-итальянски.
Великий Дофин не пришел в восторг от предстоящего бракосочетания. Его родители были настроены против "австриячки", как потом будут в Версале за глаза называть Марию Антуанетту. Не все французы простили Австрии недавнее участие в Семилетней войне (1756-1763) на стороне держав-победительниц.
Мария Терезия обращалась в письме к Людовику:
"Моя дочь полюбит вас, я в этом уверена, ибо я ее знаю; но, уверенная в ее любви к вам и в ее заботливости, я прошу вас не лишать ее нежной своей привязанности. Прощайте, дорогой дофин, будьте счастливы и сделайте счастливой ее… я все в слезах… Ваша матушка Мария Терезия".
В шесть часов вечера 19 апреля 1770 года под сводами венского монастыря августинцев папский нунций монсеньор Висконти совершил брачный обряд "по доверенности", соединивший австрийскую эрцгерцогиню с дофином Франции, и благословил обручальные кольца. Дофина представлял брат невесты, эрцгерцог Фердинанд. 21 апреля в половине десятого утра заплаканная девочка-подросток выпорхнула из родного гнезда.
Читайте также: Александр и Луиза: Любовь, убитая короной
Близкие к престолу Франции придворные в один голос отмечали красоту невесты дофина и особенно ее "природное чувство собственного достоинства", истинную грацию королевы. Французская знать была очарована миловидностью и добрым нравом Марии Антуанетты. Сопровождавший дофину австриец сообщал своей госпоже Марии Терезии, что "никогда еще в этой стране так не встречали ни одну принцессу".
Людовик XV тоже был очарован невесткой. Похоже, равнодушным остался только жених. В день встречи с дофиной Луи записал в своем дневнике:
"14 мая 1770 года — встреча с будущей женой". Если учесть, что самым привычным словом в его дневнике было "ничего", даже такая запись может показаться образцом красноречия.
Начались свадебные торжества. 30 мая парижан ожидал грандиозный фейерверк. По какой-то случайности искры от шутих и петард попали в хранилище с пиротехникой. Взрывы вызвали панику, обезумевшая толпа бросилась бежать, а на соседних улицах полным ходом шла ярмарка, где тоже было немало народу. Кареты давили толпу, люди падали в канавы. Погибло 132 человек, около 500 получили ранения. Тела погибших складывали возле церкви Мадлен. Туда в свое время привезут тела Людовика XVI и Марии Антуанетты.
Но тогда карета дофины припозднилась к началу праздника и форейторы успели вовремя повернуть лошадей, чтобы избежать давки. От Марии Антуанетты скрывали подробности трагедии. Одна из придворных дам сказала ей, что в тот день погибло много мошенников. "Но ведь они погибли вместе с честными людьми", — сокрушалась дофина.
Искренняя и благородная дофина частенько доверчиво делилась самыми интимными секретами с придворными дамами. Когда до нее дошли слухи, что Версаль во всю обсуждает ее мужа-импотента, она в сердцах воскликнула:
"Как можно быть такими бесцеремонными и публично обсуждать столь личные вещи?" "Мадам, здесь и у стен есть уши", — увещевали ее опытные царедворцы.
В алькове Людовик избегал только физической близости, но с упоением рассказывал юной жене про охоту и слесарное дело. За один день он умудрился настрелять 200 ласточек. Словно финский лесоруб, разглагольствующий при бабах о лесе, а в лесу о бабах, Луи подружился с Антуан. Впрочем, он не разделял ее увлечений музицированием и игрой на сцене домашнего театра.
Читайте также: Брак Оскара Уайльда: жена, дети и мальчики
Пока сестренки-королевы беременели, Мария Антуанетта оставалась девственницей. Однако не только потому, что Луи был равнодушен к ее девичьим прелестям. Половой акт доставлял дофину физическую боль. У него был фимоз — сужение крайней плоти. Спустя год после замужества обеспокоенная Мария Терезия отправила в Версаль осмотреть молодых супругов знаменитого в то время доктора. Однако светило медицины не нашел в конституции дофина, равно как и в сложении Марии Антуанетты, ничего, что могло бы помешать ему продолжить династию.
Примерно такого же успеха достиг консилиум докторов, созванных по приказу Людовика XV. Осмотрев его внука, медики восславили способности Людовика иметь детей и, что это зависит исключительно от желания принца. В заключение они прописали юноше… ванны. Не нужно иронизировать над врачами. Отсутствие сильнодействующих обезболивающих средств и боязнь операции на столь важном мужском органе могли навсегда отпугнуть Людовика от женского тела.
По истечении трех лет после свадьбы в дело вмешался коронованный дедушка. Людовик XV потребовал от внука раскрыть ему истинную причину бездетности его супруги. Узнав голую правду, монарх постеснялся прочесть лекцию по половому просвещению и отправил к супругам врача. Заодно эскулап должен был помочь исправить Людовику небольшой изъян, присущий подросткам.
"Женщина и королева. С точки зрения политической, государственной Мария Антуанетта была плохой королевой. Никогда не задумываясь о серьезных проблемах, она сделала все, чтобы уронить престиж королевской власти, которую сама же и олицетворяла, постоянно об этом забывая. Но королева — это, в сущности, должность, которую не выбирают. Мария Антуанетта была очаровательной женщиной, прекрасной матерью. Неурядицы интимной жизни наложили отпечаток на ее отношения с мужем, однако когда настало время испытаний, она встала рядом с ним и поддерживала его до конца. Любовь… она была, у такой красивой и чувствительной женщины не могло не быть страстной любви. Скорее всего, любовь была вполне земной, той, которую называют изменой мужу. Большинство биографов так и считают", — полагает автор новой биографии Марии Антуанетты, писатель и историк Елена Морозова.
Тут можно согласиться с биографом французской королевы. А вот в высказывании:
"загадка обаяния этой женщины по-прежнему не разгадана и, наверное, не будет разгадана никогда",
есть некоторое женское кокетство.
Мария Антуанетта не была выдающейся личностью, и все внимание к ее персоне обусловлено исключительно интересом к ней, как к жертве. Сакральной жертве, если хотите. Кровь государей издавна считалась священной.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.