С 1 апреля в России появились новые категории и подкатегории водительских прав. Появятся права на мопеды, разные виды квадроциклов и трициклы. Внешний вид всех категорий водительских удостоверений также меняется. Вводятся и другие важные новшества. Pravda.Ru вместе с экспертами разбиралась в новых правилах, касающихся водительских удостоверений.
Напомним, что до сегодняшнего дня для водителей в России предусматривалось всего пять категорий допуска к управлению наземными самодвижущимися транспортными средствами: "А" — мотоциклы, "B" — автомобили до 3,5 тонн, "C" — автомобили более 3,5 тонн, "D" — пассажирские авто, имеющие более восьми мест, помимо водителя, "E" — составы транспортных средств.
А вот с 1 апреля 2014 года в водительских правах для двух-, трех- и четырехколесных транспортных средств теперь появятся категории: "М" — мопеды и легкие квадроциклы, "А1" — легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 кубических сантиметров, "А" — мотоциклы и "В1" — квадроциклы и трициклы.
Как сообщает официальный сайт ГИБДД МВД РФ, для группы легковых автомобилей осталось обозначение "В", а для авто с прицепом нужно получить категорию "BE". Для водителей грузовых автомобилей категории "С" и автобусов категории "D" теперь предусмотрены подкатегории "С1" и "D1". Для перевозки небольших групп людей (до 16 человек) достаточно получить права "D1".
Водителям пикапов и других автомобилей грузоподъемностью до семи с половиной тонн сдавать на "профессиональные" права категории "С" теперь не потребуется. Им надо будет получить подкатегорию "С1". Отметим, что пройти обучение и сдать экзамен на подкатегорию будет проще, чем на категорию.
Теперь с 16 лет можно получить водительские права на новую категорию "М", которая позволяет управлять мопедами и легкими квадроциклами. Кроме того, теперь разрешена сдача экзаменов на автомобилях с автоматической коробкой передач. Теперь водители с соответствующей отметкой в правах ("АТ") смогут управлять только автомобилем с "автоматом".
Все открытые категории сохранятся. Водителям не потребуется обменивать существующие удостоверения на новые, до окончания их срока действия, а срок действия прав, как старого образца, так и нового — 10 лет.
Читайте также: Сбросить скорость заставит... экономия
По уверениям ГИБДД, несмотря на введение новых прав, автовладельцам не надо спешить с их заменой, так как старые водительские удостоверения действительны до конца срока действия. Права нового образца будут выдаваться в плановом порядке тем, кто не имел их ранее, либо при замене действующих по истечении срока или из-за утери.
Еще одно нововведение, которое вступает в силу с 1 апреля, — возможность учиться и сдавать экзамен на автомобиле с автоматической коробкой передач. В этом случае на оборотной стороне водительского документа нового образца будет стоять соответствующая. При этом водитель с такими правами не сможет сесть за руль машины с механической коробкой передач.
Кроме того, скутеры и мопеды (объем мотора не более 50 кубических сантиметров) выделяют в отдельную категорию "М". Права с такой отметкой смогут получить лица старше 16 лет. Однако на данный момент у российских автошкол пока нет единой программы обучения на эту категорию, а инспекторы, соответственно, не могут принимать экзамены. Поэтому сотрудникам ГИБДД дано указание пока не штрафовать за езду без прав на мопедах и скутерах до тех пор, пока не будут приняты соответствующие поправки к закону "О безопасности дорожного движения".
Данная задержка вызвана разногласиями между минтрансом и минобрнауки, которые вовремя не смогли прийти к единому мнению по вопросам распределения позиций и разработки программ обучения.
"По новым правам, думаю, что экономические причины здесь ни при чем, как минимум, мне кажется, что никто не пытается на этом отмывать деньги. Если говорить о новом стандарте водительского удостоверения, то это теперь соответствует международному стандарту, — рассказал Pravda. Ru руководитель Федерации автовладельцев России, директор Национального общественного центра Безопасности движения Сергей Канаев. -Ничего здесь плохого нет точно, никому срочно бежать менять водительское удостоверение не нужно. Потому что каждый будет менять его в процессе — как у него водительское удостоверение заканчивается, он может получить новое.
Читайте также: ДТП: бабушки с авоськами лидируют
Что касается введения новых категорий, могу сказать, что это связано с тем, что весь цивилизованный мир идет по этому пути, и действительно, говорят о том, что нужно водить новую категорию водительских удостоверений, так как у нас очень большое количество транспортных средств выезжает сейчас на уличную дорожную сеть и на дороги общего пользования. Здесь нужно понимать, что ПДД должны как минимум знать все.
Что касаемо следующей проблемы, что многие автовладельцы воспринимают это как ужесточение, то здесь ничего страшного нет, как мне кажется. Единственная проблема, которая на сегодняшний день существует, это введение законодательства, законодательной системы, но отсутствие некой обучающей базы.
То есть, нет методичек обучения на новые категории (квадроциклы, мопеды), и не готово все программное обеспечение для обучения в автошколах, я уже не говорю о ПДД и экзаменационных билетах. Поэтому, несмотря на то, что тема очень актуальна, мне кажется, она не совсем своевременна и не совсем делается так, как это должно было бы делаться. Но у нас в России свой путь, поэтому будем надеяться, что на практике все сложится намного удачнее, чем у законодателей".
А вот что сказал Pravda. Ru по поводу новых прав главный редактор "За рулем" Антон Чуйкин:
"Главное отличие, которое в этой связи водителей затронет, это введение подкатегорий, в том числе для транспорта с автоматической коробкой передач. Это несколько облегчает жизнь тем, кто не планирует никогда ездить на механике. Но, соответственно, тогда уже на другие машины не пересядешь. Появились новые категории для мопедов. Связано это с тем, что мир автомобилей становится все разнообразнее.
Есть, конечно, вопросы по самому введению новой формы прав. Насколько мне известно, права-то новые, а методика — как именно учить и как контролировать, учился человек на машине с автоматом или с механической коробкой передач, практически отсутствует. До сих пор четких правил по этому поводу я еще не видел — таких, чтобы все это было четко и понятно прописано. В общем, как почти все идеи на начальной стадии выполнения — можно сказать, что эта идея великолепная, но вот с ее воплощением проблемы. Будем надеяться, что этот период будет не очень долгий!"
Читайте также: Письма счастья от ГАИ в режиме онлайн
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.