Истори любви английского писателя О.Уайльда

Брак Оскара Уайльда: жена, дети и мальчики

В марте 1891 года были напечатаны 25 афоризмов знаменитого английского философа и писателя Оскара Уайльда — своеобразное авторское предисловие к его скандальному роману "Портрет Дориана Грея". Черты нарциссизма были присущи не только главному герою, но и автору этого произведения. Уайльд очень быстро охладел к своей любимой супруге. И тому были причины.

Такой незаурядный художник слова и экстраординарная личность, каковым был Оскар Уайльд, наверное, мог появиться только в образцовой семье и у незаурядных родителей. Так и произошло. За некоторым исключением. Известность отца и матери Уайльда распространялась далеко за пределы Дублина — без преувеличения на всю Ирландию. Оба были людьми светскими, обеспеченными и разносторонне одаренными, увлекались кельтскими легендами и сказаниями. Сэр Уильям Уайльд выпустил том собранных им "Ирландских народных суеверий", леди Джейн Элджи Уайльд — "Древние легенды, мистические заклинания и суеверия Ирландии". Кроме того, чета Уайльдов были ирландскими патриотами. Еще до своего замужества Джейн Франческа Элджи (Jane Francesca Elgee), или Speranza (по-итальянски "надежда"), как юная поэтесса подписывала свои патриотические стихи, объявила войну Англии. Конечно, всего лишь публицистическую.

Читайте также: Дарвин: эволюция любви от примата к мужчине

"Жрица у алтаря свободы" — так леди Уайльд аттестовала себя в письме сыну Оскару — познакомилась с неопрятным, нечесаным, небрежно одетым специалистом по ушным и глазным болезням Уильямом Уайльдом и влюбилась в этого, по ее словам, "лучшего собеседника в Дублине". Со стороны, правда, пара выглядела несколько комично: он — маленького росточка, она статная дама, "трагическая королева", так ее называли за глаза в дублинском бомонде. Однако близкие по духу люди поженились в 1851 году и с разницей в два-три года у них стали появляться на свет дети — два мальчика и девочка. Родители занимались их воспитанием, а не передали, как тогда было принято среди обеспеченных слоев, на руки боннам и воспитателям. За год до рождения своего второго сына Оскара, Уильям Уайльд удостоился высокого звания хирурга-окулиста королевы в Ирландии.

Еще до того, как сэр Уильям связал себя узами Гименея со Сперанцей, у него было четверо незаконнорожденных детей. Его старший сын, которого отец выдавал за племянника, сделал карьеру врача и стал профессором. Две дочери погибли в раннем возрасте, получив смертельные ожоги. Про сэра Уильяма ходили слухи, что во время своего пребывания в Швеции, он якобы переспал с женой принца, пока тот после операции на глазах носил повязку и ничего не видел.

Однако серьезный удар по реноме врача и джентльмена сэр Уильям получил от 19-летней дочери профессора Тринити-колледжа Мэри Трэверс, которая обвинила его в изнасиловании. Она родила от сэра Уильяма сына и подала на титулованного хирурга в суд за то, что он вступил с ней в половые отношения во время операции, предварительно усыпив хлороформом. Скандал оказался громким и стоил высокородному врачу двух тысяч фунтов судебных издержек. За честь супруга вступилась неукротимая Сперанца, несмотря на проделки мисс Трэверс, сочинившей от ее имени брошюрку, в которой во всех подробностях излагалось, как некий вымышленный доктор Квилп надругался над невинностью пациентки.

Их сын быстро смекнул, что его родители — люди разные, пусть их многое и объединяет. Каждый из них жил своей жизнью. Позже Оскар напишет: "Самая прочная основа для брака — взаимное непонимание". Оскар Уайльд любил отца, но взял сторону матери. И вопреки его же собственному утверждению, что "все женщины со временем становятся похожи на своих матерей. В этом их, женская, трагедия. Мужчины — никогда. В этом их трагедия мужская" — и дважды ошибся.

Читайте также: Истории любви: Цезарь и падение нравов

По утверждению современного биографа ирландского поэта Александра Ливерганта, с каждым годом Оскар "становился все больше похожим на мать, в чем и состояла его трагедия". "Гранд-дама", как величала себя мать Оскара Уайльда, внушала сыну, что его настоящий отец — поэт и патриот Смит О'Брайен. На роль его папаши претендовали и другие "патриоты". Вдобавок, внешне Оскар не был похож на Уильяма Уайльда.

"В моей жизни было два решающих момента, — отметит за несколько лет до смерти Оскар Уайльд. — Первый — когда отец отправил меня в Оксфорд. Второй — когда общество отправило меня в тюрьму". Образование его в полном смысле слова "образовало", а тюрьма — полностью разрушила. Женитьба на красивой, умной, богатой и прекрасно образованной девушке Констанс Мэри Ллойд (Constance Mary Lloyd) не входила ни в число первых, ни вторых. В этом очередной парадокс, на которые так падок был Уайльд. Впрочем, он оказывался разрешим еще при жизни литератора. Причина заключалась в том, что Оскар, как выразились газетчики "Нью-Йорк таймс" во время пребывания Уайльда в Штатах, был существом "двуполым".

Однако не одно только желание прикрыть ширмой брака "сомнительные сексуальные наклонности", которые подметил у Уайльда наблюдательный беллетрист и мемуарист Эдмон де Гонкур (Edmond de Goncourt), послужили толчком к супружеству. Есть предположения, что на этом союзе настаивала мать Оскара, не исключено также, что он женился на деньгах. Сперанца влюбилась в свою будущую невестку и между нею и Констанс установились дружеские отношения в обход Оскара, Даже свои нежные письма к ней леди Уайльд подписывала так же, как и сыну, по-итальянски: Madre devotissima - "Преданная мать".

Нельзя сбрасывать со счетов и характер самой невесты! В "изящной маленькой Артемиде с глазами-фиалками, копною вьющихся каштановых волос" Уайльд нашел верную и покладистую супругу, во всем покорную мужу, готовую разделить с ним его взгляды, привычки и вкусы. Найти такую жену, воспитанную в лучших традициях "Домостроя" или гарема, на гнилом Западе было трудно не только в наши дни, но и в момент зарождения движения суфражисток. "Когда ты станешь моим мужем, я прикую себя к тебе любовью и преданностью…", — такое обещание дала в письме жениху Констанс вскоре после помолвки. Не исключено, что жена Оскара Уайльда искренне любила его и беззаветно верила в его гениальность. Как и у родителей самого Оскара, у него было много общего с Констанс.

Читайте также: Странности супружества в Серебряном веке

Оскар и Констанс познакомились в июне 1881 года. Всю вторую половину 1883-го и начало 1884 года Уайльд разъезжал с лекциями по английским, шотландским и ирландским городам. Между двумя влюбленными завязывается оживленная переписка. Оскар пишет ей нежные письма (порой по нескольку в день) или забрасывает телеграммами. "Моя дорогая и горячо любимая!… О гнусная правда жизни, что не позволяет нашим губам слиться в страстном поцелуе, хоть души наши и одно целое!… Без тебя я не живу!…" — страдальчески пишет ей Уайльд. Однако неплохо зарабатывает опостылевшими лекциями на свою женитьбу.

Свадьбу сыграли скромную: число приглашенных сведено к минимуму, зато в прессе — шумиха. Колонки светской хроники ведущих лондонских и дублинских газет описали в подробностях костюм жениха и платье невесты. После брачной церемонии молодожены отправились в свадебное путешествие в Париж. В столице Франции они поселились в самом центре, на улице Риволи, в недешевом отеле "Ваграм". Их медовый месяц продлился три недели. Пара культурно развлекалась, посещая музеи, выставки, мастерские импрессионистов и театры. Уайльд пишет стихи на французском, читает "Красное и черное" Стендаля и новинку — роман Жориса Карла Гюисманса "Наоборот", с которым потом будут сравнивать "Портрет Дориана Грея".

Уайльд и его жена наносят визиты сами и принимают гостей. Окружающие в один голос утверждают: Оскар без ума от своей молодой супруги. Александр Ливергант пишет: "Шерард засвидетельствовал пламенную любовь Уайльда, припомнив, как они с Уайльдом, ненадолго оставив Констанс в гостинице, отправились однажды прогуляться, и как Уайльд, не прошло и получаса, послал жене огромный букет (лилий, разумеется) с нежной запиской. Засвидетельствовала любовь мужа к жене и всезнающая пресса. "Он обожает свою робкую юную жену и гордится ею, — говорилось в одном лондонском таблоиде. — Проявляет, что для мужа редкость, огромный интерес к ее туалетам… Он — ее наставник в вопросах культуры и вкуса, профессор — в искусстве любви, он центр ее вселенной'".

Вернувшись с континента, Уайльд снова отправился в турне по стране с лекциями, но ненадолго. На лекцию "Красивый дом" в Дублине явилось мало слушателей. "Лекционный период" в жизни поэта закончился, зато отношения Оскара и Констанс вспыхнули с новой силой. Летом 1885 года родился первенец, любимчик родителей Сирил, а спустя полтора года — второй, Вивиан. После его появления на свет, любовь Оскара Уайльда к жене тускнеет. Его часто и подолгу не бывает дома. Даже, если дома гости и жена устраивает журфиксы. В начале их романа Оскар писал Констанс: "Без тебя я не живу", теперь рассуждает: "Для сохранения в семье здоровых отношений хозяина дома не должно быть ни видно, ни слышно".

Жена по-прежнему обращается к нему в письмах "мой герой" и "мой бог", многократно повторяет их общим знакомым, что его не стоит. В семье нет скандалов и семейных ссор. Здесь не принято выяснять отношения. Констанс не упрекает мужа отсутствием денег. Уайльды не бедствовали, но у Оскара был талант делать долги и с легкостью транжирить средства. Со стороны пара выглядела вполне благополучно. Перестав выполнять супружеские обязанности, Оскар Уайльд продолжал посвящать жене свои произведения и был с ней ласков. Одному своему другу Оскар признался: "Когда я женился, моя жена была красивой девушкой, белой и изящной, словно лилия, с пляшущими глазами и веселым, заразительным смехом, звучащим, как музыка. Примерно через год все ее изящество куда-то подевалось; она подурнела, стала грузной, бесформенной". Если верить другу, то это признание Уайльд сделал в то время, когда Констанс была беременна первым ребенком.

Читайте также: Александр Грин и его "тюремные невесты"

С детьми Оскар возился подолгу, читал сыновьям, особенно когда они болели. И пел им ирландские народные песни. Большой и полный мужчина становился в детской на четвереньки и изображал медведя или льва. Похоже, Уайльд уделял своим ребятишкам едва ли не больше времени, чем жена. Констанс вела светский образ жизни и выходила в свет со своей свекровью, которой не жаловалась на частые отлучки Оскара. В одном только 1891 году Уайльд трижды посетил Париж и все три раза без жены. Оскар очень быстро загорался и также быстро остывал. Менее двух лет пробыл он и главным редактором журнала "Женский мир", который ему до смерти надоел.

"Порывает Уайльд с "женским миром" и в переносном смысле, — пишет в книге-биографии Александр Ливергант. — В 1886 году, всего через два года после свадьбы, в его жизни появляется семнадцатилетний канадец Роберт Росс, маленький, смуглый, скромный, радушный юноша, который завоевывает Уайльда тем же, что и жена Констанс, — преданностью, постоянством. Уайльду он останется предан не только при жизни, но и после смерти: согласно завещанию Росса, его прах в 1918 году захоронят в могилу Уайльда". Это для нормального мужика Лолита лучше 15-летнего капитана, но для любителя парадоксов все поставлено… с ног на голову. Далее в жизни талантливого писателя Оскара Уайльда будет уже не любовь, а сплошное непотребство — увлечение мальчиками, суд и тюрьма, после выхода из которой он так больше ничего не напишет.

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить