С 1 февраля вступают в силу поправки к закону "Об информации", смысл которых в противодействии распространению призывов к массовым беспорядкам, экстремизму и т. п. На днях уже вступили в силу поправки к другому закону. Идет активное обсуждение других законодательных инициатив. Все связаны, так или иначе, с экстремизмом в сети. Помогут ли они?
Так уж реагируют в большинстве случаев российские депутаты, что после каждого теракта, они вносят поправки в действующие законы. По мнению законодателей, интернет — одна из наиболее не защищенных от террористов сфер. Среди последних инициатив назовем предложения об ограничении свободного доступа в интернет по Wi-Fi в аэропортах и кафе; инициативу по борьбе с несанкционированной почтовой корреспонденцией — бумажным рекламным спамом, которая юридически может поставить под запрет и интернет-рекламу, и, наконец, вступление в силу поправки к закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", призванной оперативно закрывать ресурсы, на которых появляются призывы к массовым беспорядкам.
Если только мы не анархисты, то вполне разделяем принцип: каждое государство лишь тогда чего-нибудь стоит, если оно умеет защищаться и защищать своих граждан. Конечно, мы бы все сочли за лучшее иметь в рядах террористов своего агента, который сообщал бы нам информацию о предстоящих терактах, а поскольку такое не всегда возможно, остается полагаться на превентивные меры. Не выказывая недовольства проходить сквозь рамки металлодетектора и показывать содержимое карманов и сумок. В случае с Волгоградом, как известно, такой досмотр срабатывает и препятствует увеличению количества жертв трагедии. Насколько действенным может оказаться такой контроль в интернете, рассуждают наши эксперты и, естественно, опровергают "пугающие" слухи.
В середине января группа депутатов от всех четырех фракций внесла на рассмотрение Госдумы солидный блок поправок в антитеррористическое законодательство в связи с недавними взрывами в Волгограде. Помимо предложения о расширении некоторых полномочий ФСБ, ужесточения наказания по ряду уголовных статей, также усиливается контроль над интернетом: в частности, предлагается ограничить размер платежей из анонимных интернет-кошельков с сегодняшних 15 тысяч до 1000 рублей в день, а лимит пополнения анонимных кошельков — суммой в 15 тысяч рублей в месяц (вместо нынешних 40 тысяч рублей). Анонимные онлайн-переводы через границу депутаты предложили вообще запретить.
Президент и председатель правления Сбербанка Герман Греф в письмах в администрацию президента, Центробанк РФ и Министерство финансов РФ обратился с просьбой остановить действия депутатов Госдумы, которые выступают за ужесточение законодательства в сфере регулирования онлайн-платежей. "В мире эти технологии получают колоссальное развитие. У нас пока не очень понятно, из каких соображений пытаются вообще фактически закрыть этот бизнес, — заявил Герман Греф в интервью агентству Bloomberg в рамках Всемирного экономического форума в Давосе. — Это будет колоссальный шаг назад, если это будет реализовано, но я очень надеюсь, что этого не допустят".
Глава ОАО "Сбербанк" несколько лукавит. По мнению законодателей, эти меры должны помочь в борьбе с финансированием террористических организаций. В пояснительной записке авторы поправок ссылаются на опыт стран Евросоюза, США и других государств, в которых лимиты на анонимные интернет-платежи в несколько раз ниже российских, а также на рекомендации международной Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF).
Как отмечает газета "Ведомости", "ограничения на анонимные платежи на руку банкам: анонимные электронные кошельки конкурируют с традиционными пластиковыми картами, которыми многие платят в интернете. Но "Сбербанк" в декабре 2012 г. отдал $60 млн за контрольный пакет "Яндекс.Денег", чей бизнес пострадает, если инициатива депутатов пройдет". Словом, ничего личного — просто бизнес, ведь "Сбербанку" с 2012 года принадлежит 75 процентов минус одна акция электронной платежной системы "Яндекс.Деньги".
"Если наши кошельки станут в 15 раз меньше, значит, есть у нас три варианта: больше чем в 15 раз угроза снизится, ровно в 15 раз и меньше чем в 15 раз, — размышляет собеседник "Правды.Ру" аналитик по информационным технологиям Finam Global Леонид Делицын. — Я думаю, что она снизится меньше чем в 15 раз. Допустим, в семь раз. Но шутки в сторону! Конечно же, дело не во сколько раз снизится террористическая угроза. Хлопоты для тех, кто таким образом деньги переводит, безусловно, возрастут. Им придется больше открывать аккаунтов, нанимать более дешевый персонал. Чтобы измерить процент чинимых этим законом помех, для этого необходимо измерить трудоемкость работы террориста. Но кто проводит такие исследования? И вряд ли они широко доступны. Безусловно, это создаст помехи тем, кто хочет жертвовать суммы на благотворительность, но предпочитает делать это анонимно. У любой законодательной меры есть как свои плюсы, так и свои издержки".
Генеральный директор Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Гузелия Имаева видит в этой инициативе исключительно положительную сторону. "Если рассматривать не только одну из важнейших проблем современности — терроризм, а проблему в целом, то это хорошая инициатива. Рынок платежей, как внутри страны, так и на международной арене, станет более прозрачным. Это даст эффект и будет способствовать минимизации рисков, связанных с мошенничеством и другими преступлениями", — сказала она в разговоре с корреспондентом "Правды.Ру".
Первый зампред думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин, от которого исходила информация о якобы ограничении доступа россиян к Wi-Fi, стал жертвой погони СМИ за дутыми сенсациями. "Речь о запрете Wi-Fi вообще не шла", — отметил Левин в интервью "Коммерсанту". При обсуждении в Общественной палате пакета поправок к трем антитеррористическим законопроектам возникла необходимость в порядке идентификации пользователей услуг по передаче данных доступа в интернет. В этой связи возник вопрос, что имеется в виду под понятием "о введении порядка идентификации".
"Я сказал, — отметил Леонид Левин, — что в ряде случаев, когда это необходимо для правительственных органов и спецслужб, очень сложно определить, кто пользуется интернетом в определенных целях, незаконных, безусловно. Когда вы пользуетесь им дома или на работе, речь идет об IP-адресе, это более или менее понятно. Когда же вы выходите в широкое пространство и пользуетесь Wi-Fi, очень сложно определить, кто и в каких целях им пользуется". По предложению автора поправки, "минимальная верификация" должна появиться лишь в местах массового скопления людей — в первую очередь, в аэропортах, вокзалах и метро. Находясь в общественных местах, посетитель будет отправлять бесплатное SMS, чтобы получить пароль доступа к бесплатной сети Wi-Fi.
Что касается четырех предложенных поправок к статье 18 закона "О рекламе", внесенных 28 января 2014 года депутатом от партии "Справедливая Россия" Олегом Михеевым… Из них, на взгляд экспертов, вытекает запрет на распространение онлайн-рекламы без согласия ее получателя. Однако сам автор настаивает, что "сфера действия закона будет ограничена только бумажной несанкционированной корреспонденцией". "Для регулирования спама по SMS и в интернете сейчас готовятся другие законы", — сообщает сайт cnews.ru, со ссылкой на депутата Михеева. Ну что ж, подождем!
А вот этого закона ждать уже не приходится. 1 февраля вступают в силу поправки к закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", смысл которых заключается в противодействии распространению информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности и т. п. Операторам связи предписывается принять меры по ограничению доступа к информационному ресурсу, в том числе к сайту в сети Интернет или к информации, размещенной на нем и содержащей противоправную информацию.
"Я положительно отношусь к мерам, которые ограничивают экстремистские высказывания в интернете и работу сайтов, откровенно провоцирующих граждан на нарушение уголовного законодательства", — резюмировал эксперт Федерального информационного центра "Аналитика и Безопасность" Сергей Соколов. С такой точкой зрения полностью согласен заместитель председателя Комитета ГД по безопасности Олег Денисенко, отметивший в интервью "Правде.Ру", что "это правильные поправки и они будут способствовать более оперативному решению проблем с беспорядками".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.