Декларируемая модернизация медицины вызывает больше опасений, чем радужных ожиданий. Несмотря на то, что конституция гарантирует каждому гражданину бесплатную помощь ,"все делается для того, чтобы пациент добровольно заплатил деньги — к такому неутешительному выводу в прямом эфире видеоканала "Правды.Ру" пришла медицинский юрист Жанна Алтунян.
— Жанна Олеговна, в минздраве создана комиссия по электронному здравоохранению. Огромные деньги выделяются на организацию единой информационной системы в медицине. Зачем и кому это нужно? Кто от этого выиграет? И что в результате получат пациенты?
— Я начну как раз с пациентов, потому что я защищаю их интересы, в том числе и в судебном порядке. На мой взгляд, такие глобальные затраты на создание этой информационной базы, они пациенту никак не помогут. Такие денежные средства необходимо направлять на повышение квалификации рядовых специалистов, на привлечение узких специалистов в районные поликлиники. Я не являюсь сторонницей системы, которая сейчас создается. И самое главное, эта система, возможно, как-то облегчит работу врачей на местах, но на отношения пациента и врача, это никак не повлияет.
- То есть электронные новшества от огромных очередей в городах нас не избавят?
— Нет, и скажу почему. Опять же из практики, возможно, какой-то процент пациентов после введения этих электронных терминалов, остался доволен. Когда вводилась эта система, можно было ожидать, что появится возможность записаться сразу к нескольким специалистам. Но, после того, как пошел наплыв пациентов, опять система не стала справляться, врачи не стали справляться, опять человеческий фактор и мы опять поняли, что все-таки идем по неверному пути, и теперь можно записаться только единожды к одному специалисту.
Очередей не стало меньше, 60 процентов пациентов, которые обращаются с жалобами на организацию, на систему здравоохранения, они жалуются на очереди, которые остались в поликлинике.
— То есть автоматы электронные, которые, созданы для того, чтобы минимизировать очереди, только создают ее. Я сама наблюдала, когда люди приходят, становятся напротив и не понимают, что делать, особенно пожилые. Может просто объяснить людям, как этим пользоваться, потому что все равно все идут упрямо в регистрацию, и спрашивают конкретно сидящего в регистратуре человека.
— На мой взгляд, пациенту всегда удобнее, проще и понятнее общаться с человеком, нежели с автоматом, особенно пожилому населению нашей страны, им лучше общаться с администратором, с регистратором поликлиники, чтобы получить карту и дальше сходить к врачу. Пожилое население, они не умеют пользоваться электронными карточками, то есть какой стороной приложить, идут сбои программы терминала, сзади начинается недовольство более молодого поколения, которое уже умеет обращаться с этим автоматом. Минздрав организовывает что-то, модернизирует, информатизирует, но опять же проблема остается. То есть, когда что-то начинает внедряться уже на практике, медицинское сообщество, пациенты сталкиваются с проблемами, к сожалению.
— А что вы думаете насчет идеи консультировать пациентов через интернет, выписывать электронные рецепты?
— Я не сторонница таких нововведений. Будучи медиком, а потом уже юристом, я могу сказать, что всегда диспетчер скорой помощи, которому описываешь клиническую симптоматику определенных локализаций боли, например желудочно-кишечного тракта, он вызывает бригаду скорой помощи, в состав которой врач гастроэнтеролог, а по факту оказывается, что тот же врач следом вызывает уже кардиолога и реанимационную бригаду. То есть у пациента не гастрит, не язвенная болезнь желудка, а острый инфаркт миокарда и ему срочно нужны реанимационные мероприятия. Как же можно организовать консультацию, тем более выписать рецепт и назначить пациенту что-то не видя, по телефону, или в электронном виде? Не видя пациента поставить диагноз просто нельзя.
— А как изменилась ситуация с переходом, при желании в другую поликлинику? Насколько это стало легко в нынешних реалиях, закон все-таки действует?
— Закон есть, но он не заработал в той степени, в которой мы хотели, чтобы он работал. Есть федеральный закон 323 — об основах охраны здоровья граждан. Это права пациентов. Есть федеральный закон об обязательном медицинском страховании. Там говорится о том, что застрахованное лицо может поменять как медучреждение, так и страховую компанию. Но к нам поступает много обращений от пациентов, которые желают по той или иной причине поменять поликлинику. Обращаются с заявлением к главному врачу. И тут перед пациентом начинают возникать всякие административные препоны.
Он ссылается на десятую статью федерального закона 323 об основах охраны здоровья граждан, которая дает ему право менять районную поликлинику.Но, когда он обращается в другую поликлинику, в другое лечебно-профилактическое учреждение, получает отказ. Поводом для отказа может служить переполненность пациентами по данному участку. Представляете, поликлиника много лет работала в одном режиме, вдруг навалились пациенты из какого-то другого региона, из другой поликлиники. Опять же, поликлиника столкнется с тем, что ресурса не будет хватать.
То есть, на сегодняшний день, я могу совершенно точно сказать, что московские поликлиники нехорошо укомплектованы узкими врачами-специалистами, эта проблема есть. Если такой наплыв пойдет в разные поликлиники, вы понимаете, вдруг какого-то врача узкой специальности полюбят очень сильно пациенты, да, обычно это передается, о хороших специалистах, врачах слава эта очень быстро передается из уст в уста. Вот представляете, к нему будет такая очередь. Естественно, он будет вынужден где-то когда-то отказать.
И вот стоило ли вообще этот закон принимать, если он плохо работает? А уж если касается ведомственных поликлиник, то это вообще проблема. Потому что есть положение департамента здравоохранения, пункт 5, там четко написано, что это прямо зависит от укомплектованности, от мощи поликлиники, то есть имеют они такой ресурс или нет, как правило, пациент получает отказ, но одновременно ему указывают, что на договорной, то есть на платной основе он может прикрепиться к этой поликлинике, то есть, без каких-либо проблем может получить консультацию любого специалиста.
— То есть можно сказать, что этот закон склоняет нас к тому, чтобы принять платную медицину?
— Конечно, все идет именно к этому, причем идет планомерно уже на протяжении многих лет. Я честно вам скажу, опасаюсь того, что скоро у нас вообще не будет бесплатной медицины в Российской Федерации. Все идет к тому, чтобы медицину перевести из бесплатного звена в платное. Все то, что делается на сегодняшний день, как я вижу, какие законопроекты принимаются, какие законы вводятся. Даже 2013 год у нас начался с новых правил оказания платных услуг в медицинских учреждениях, что прямо противоречит 41 статье конституции Российской Федерации. На мой взгляд, надо как-то разграничить платные и бесплатные услуги. Это нарушение главного основного закона Российской Федерации, потому что там четко написано, что медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно, в рамках ОМС- в муниципально-государственных учреждениях. А тут (в муниципальных учреждениях- ред.) оказывается, что можно и платные услуги оказывать. Во-первых, пациенту разграничить это бывает очень сложно. А, во-вторых, когда пациент сталкивается с такой большой очередью, а ему надо очень срочно пройти это обследование, или сдать анализ, он идет на платную основу. То есть все сделано для того, чтобы пациент добровольно заплатил свои деньги в кассу данного учреждения.
Ко мне обратился пациент, которому срочно нужно было сдать кровь из вены, он увидел эту очередь и он говорит, я прошел в кабинет, где мне за плату, без очереди все сделали. И он мне звонил по тому поводу, а могу ли я получить деньги обратно, представляете. Но, это же добровольное согласие пациента!
Он говорит: я могу сослаться на очередь? То есть доказать это практически никак невозможно, и вернуть деньги тем более.
— А вот электронная очередь, теперь, чтобы попасть к врачам узкой специальности надо сначала попасть к терапевту, и он потом направляет.
То есть получается, если раньше наоборот, пациенты распределялись, теперь получается узкое горлышко, это не создает очередь?
— Да, такая система установлена теперь, с начала 2013 года. Это опять же неправильная организация системы здравоохранения в целом. Есть концептуальные ошибки, есть ошибки в организации системы здравоохранения, потому что все-таки не должно быть того, с чем сталкиваются пациенты сегодня. Просто то, что я слышу от пациентов, меня просто шокирует. На фоне всех этих изменений, модернизаций, пациентам, к сожалению, лучше не становится. Исков тоже меньше не становится, их все больше. Да, действительно, такая проблема имеется, и действительно это узкое горлышко. Почему. Сегодня от терапевта зависит все. Мне нужно к эндокринологу, мне нужно к неврологу, допустим, без направления терапевта сделать это просто невозможно. И опять мы приходим к тому, что увидев очередь к терапевту, я пойду и заплачу сразу за прием у эндокринолога. Понимаете, все идет к тому, чтобы взять, получить с пациента деньги, к сожалению.
— Может быть нам привлекать хороших специалистов по профильным специальностям из других стран?
— Нет, я не сторонница таких мер. Можно отправлять наших врачей стажироваться допустим, в Германию, в Израиль, там есть хорошие специалисты. Хотя, могу сказать, что в Израиле очень много специалистов — это выходцы из России, из СНГ, стран СНГ, хорошие специалисты. Я сторонница того, чтобы направить все ресурсы, на то, чтобы повысить квалификацию наших специалистов, наших отечественных российских врачей. Хорошее оборудование само по себе не является гарантом качественной медицинской услуги. Не буду называть одно из московских федеральных учреждений здравоохранения, оно очень хорошо укомплектовано медицинской аппаратурой, в том числе аппаратом УЗИ. Но, когда пациенту делают несколько раз УЗИ и не видят патологии плода, это уже говорит все-таки о низкой квалификации врача. Здесь уже человеческий фактор.
— Жанна Олеговна, вообще какие факторы нужны, чтобы сделать эффективной бесплатную медицину в рамках нашей страны, помимо того, что надо повышать квалификацию врачей? Как можно вылечить медицинскую систему?
— Вылечить медицинскую систему можно, здесь очень многое зависит от организатора, то есть от главы здравоохранения. Хорошо, что сейчас у нас во главе стоит врач, это очень важно, будучи врачом она понимает, что и куда нужно направить. Но я думаю, что нужно доработать этот законопроект. В образовательном секторе как-то настроить, чтобы узких специалистов в поликлиниках при окончании ВУЗа было достаточно. Но, я понимаю врача, как можно качественно оказать услугу за 5 минут ? Он видит пациента всего пять минут, выписывает ему анализы, буквально, не глядя в глаза, делает запись в 2-3 предложения. Все-таки, надо смены врачей укоротить по времени, чтобы они достаточно внимания уделяли пациенту. Здесь все упирается в систему организации. Надо создавать дополнительно поликлиники. Сейчас разрабатывается хороший проект "доктор рядом" .
— Расскажите об этом проекте.
— В каждом доме, будет по территориальной близости, то есть, пациенты могут не выходя из дома обратиться в поликлинику. Сейчас строятся или выделяются в Москве учреждения под этот проект. Принцип такой: когда пациенту бывает плохо, он не идет 2-3 остановки пешком и не передвигается общественным, он идет буквально в соседний подъезд. Такие системы, такие проекты, они улучшают систему здравоохранения.
— А этот проект будет действовать по всей стране или только в столице?
— Да, по всей стране.
— А в проекте "Доктор рядом" будут присутствовать все специалисты или это только врач общей практики, терапевт?
— По моим источникам, которые я увидела, там не только терапевты. Там будут несколько специалистов и консультантов.
— Было бы хорошо, если бы они еще работали круглосуточно. Потому что люди чувствуют себя неважно круглые сутки.
Читайте все публикации по этой теме
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.