Вопрос о том, кто за счет кого живет в ЕС и кто кому больше обязан — мигранты местному населению или наоборот, является самым обсуждаемым в Европе. Не в стороне от этой проблемы и Великобритания, которая уже который год носится со своей политикой мультикультурализма. Есть ли какой-то прок от такой политики, "Правда.Ру" узнала у экспертов.
Великобританию в последние десятилетия буквально захлестнула волна миграции из бывших колоний, что привело к росту межнациональной напряженности в стране. Попытки реализовать политику мультикультурализма (провалившуюся в других европейских государствах) потерпели крах и в Великобритании — об этом неоднократно заявляли европейские политические лидеры. Ласковые увещевания политиков, разговоры о толерантности не смогли совсем приглушить взаимную неприязнь. Весной 2013 года в Южном Лондоне произошла трагедия: двое британских граждан нигерийского происхождения убили английского солдата Ли Ригби, зарезали его прямо на глазах оторопевших граждан. Один из преступников, 28-летний Майкл Адеболаджо, потребовал, чтобы прохожие засняли его выступление на свои мобильные телефоны. Окровавленный преступник заявил: "Око за око, зуб за зуб. Вы думаете, что после этого Дэвид Камерон выйдет защищать вас, думаете, когда мы возьмемся за оружие, он пострадает? Нет, страдать будут обычные люди — как вы и ваши дети. Мир наступит только после того, как ваше правительство выведет войска".
После этого инцидента Британию накрыла волна антимусульманских протестов.
Очень важно помнить о том, что подавляющая часть приезжих — выходцы из бывших колоний Великобритании. Освобождение колоний произошло не так уж и давно — лишь во второй половине XX века последняя колония Британской империи избавилась от гнета.
Место колониальной политики заняла политика мультикультурализма, так как в Великобританию и другие европейские страны хлынул поток мигрантов из бывших колоний. Этих людей гнала жестокая нужда — в разрушенных долгой колониальной эксплуатацией странах их ждал один удел — голод и нищета. Бывшие хозяева встретили их достаточно тепло. Социальные пособия, языковые курсы, образование — все это должно было помочь приезжим адаптироваться. Удалось ли добиться взаимопонимания, или же иммигранты так и остались чужаками? Не являются ли слова о толерантности лишь формальностью, под которой тлеет пожар взаимной ненависти?
Читайте также: Франция может стать вторым Косовом
Старший научный сотрудник Центра Британских исследований Андрей Куликов прокомментировал для "Правды.Ру" этот вопрос следующим образом:
"Взаимоотношение культур, этносов, рас является на данный момент острой проблемой для Великобритании. При разработке нового образовательного стандарта имеют место попытки совместить исламскую и христианскую составляющие. Количество мусульман в Англии в последнее время растет, это связано и с миграцией, и с тем, что в таких семьях как правило много детей. Миграция для Англии является очень значимым явлением, согласно последней переписи населения количество мигрантов в некоторых городах Англии почти сравнялось с коренным населением. Одной из проблем считают то, что приезжие склонны селиться компактно, образуя если не анклавы, то что-то похожее на них".
По мнению эксперта, проблемы в отношениях между англичанами и мигрантами есть, и они требуют решения.
Ученый-исламовед, писатель и общественный деятель, главный редактор литературно-философского журнала "Четки" Ренат Беккин сказал следующее:
"Я бы не стал говорить о том, что политика мультикультурализма провалилась, хотя, конечно, есть некоторые перегибы с обеих сторон. Во всяком случае альтернативы для нее на данный момент нет. Проблемы кроются в социальной сфере, это неизбежный результат развития капиталистического общества. В условиях кризиса всегда ищут врагов — в данном случае это мигранты. Но думаю, что в ближайшее время все-таки должен быть найден какой-то выход. Государство должно тратить больше денег для тех, кто приезжает, для их адаптации и образования. Рост ненависти связан с экономическими проблемами. Агрессивные исламисты — это то же самое, что правые английские националисты. Относительно толерантности — нужно меньше формализма, а больше работы, может быть, мигрантов надо привлекать к принятию решений. Ограничения на въезд все равно существуют".
Читайте также: США воюют с мигрантами по постельному мандату
Схожее мнение высказал британский политический активист левого толка Айо Бенес, который сам иммигрировал несколько лет назад в Англию:
"В целом взаимоотношения между нациями нормальные. Есть, конечно, англичане, косо смотрящие на мигрантов, особенно "цветных". Есть и мигранты, которые упрекают англичан за леность, снобизм, сидение на пособиях за счет тяжелого труда иммигрантов и т. д. Но в среднем отношения достаточно ровные. Кстати, миф о том, что получателями пособий являются мигранты — неправда. Пособия получают в основном англичане, в том числе они организовывают всякие махинации ради получения государственных квартир.
Как говорил бывший премьер-министр от лейбористов Гордон Браун, "благодаря рабочим иммигрантам нам удалось оживить экономику и избежать сползания в бездну 15-20 лет назад". Большинство иммигрантов много и тяжело работает, и именно за счет этого Англия является одной из богатейших стран ЕС. Раньше было рабство и колонии. А теперь эти люди сами приезжают сюда и с удовольствием соглашаются быть рабами и вкалывать на той же стройке по 12 часов в день.
Однако сам мультикультурализм — прогрессивная идеология, и она действует. Причем это не программа правительства, а объективный процесс, когда люди, видя, что вокруг них обитают представители разных культур, религий, начинают к ним относиться как к равным.
Читайте также: Ле Пен спасает Францию от оккупантов
А причины возникающего недовольства следует искать в экономике. Кризис привел к безработице, социальным проблемам, виновниками которых кто-то пытается выставить мигрантов. Но это не так — проблема в кризисе и жестокости капитализма".
Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.