У любой катастрофы не одна причина. Когда сразу совпадают несколько факторов, будь то плохие погодные условия, недостаточная квалификация пилота или техническая неисправность, трагедии не избежать. Но, к каким бы выводам в конечном итоге не пришли специалисты, остается главный вопрос: что и где надо подправить, чтобы самолеты не падали?
Гибель пассажирского авиалайнера в аэропорту Казани оказалась не только поводом для искренней скорби по погибшим. Это еще и предмет серьезного разговора об отечественной гражданской авиации… Сначала следствие рассматривало все возможные версии авиакатастрофы: климатические условия, ошибка пилотирования, качество топлива и теракт. Сейчас число версий уменьшилось до двух: ошибка летчиков и возможная техническая неисправность лайнера. Возбуждено уголовное дело.
Уже весь мир знает, что накануне в Казани при попытке посадки разбился летевший из Москвы лайнер "Боинг-737" авиакомпании "Татарстан". Страшная трагедия унесла жизни 50 человек, 44 пассажиров и шестерых членов экипажа. Не спасся никто. При крушении самолета погибли, в частности, сын президента Татарстана и глава республиканского управления ФСБ.
Для родственников погибших в этой авиакатастрофе открыты горячие линии МЧС 8 800 775 17 17 и +7 843 2274650, по ним всем нуждающиеся могут получить психологическую и информационную помощь. Открыт специальный счет для сбора средств в помощь родственникам погибших при крушении самолета.
Аэропорт Казань закрыт. Вылет рейсов отложен пока как минимум до 16 часов понедельника, прибывающие рейсы направляются на запасные аэродромы или задерживаются в пунктах вылета. 18 ноября объявлен Днем траура в Татарстане.
На сайте МЧС опубликован список погибших россиян. В посольстве Великобритании подтвердили гибель гражданки этой страны в авиакатастрофе в Казани, но пока не могут уточнить ее имя. Пресс-служба аэропорта Казани сообщает, что воздушная гавань будет закрыта как минимум до 16 часов по московскому времени. Уже обнаружено местонахождение "черных ящиков" с разбившегося в Казани "Боинга".
Техническая комиссия Международного авиационного комитета по расследованию причин казанской авиакатастрофы приступила к работе на месте трагедии. "Росавиация" уже начала проверку организации летной работы в авиакомпании "Татарстан". Также специалисты ведомства войдут в состав комиссии, созданной МАК для расследования причин авиакатастрофы в Казани.
В СМИ сообщается, что столичные власти выплатят компенсации семьям погибших в авиакатастрофе в Казани, единовременная сумма выплат пока обозначена суммой в один миллион рублей.
Предстоятель Русской православной церкви патриарх Кирилл дал такую телеграмму в адрес президента Татарстана, потерявшего собственного сына: "Скорбь всегда легче переносить вместе. Уверен, что Вы не только с достоинством выдержите постигшее Вас тяжкое испытание, но и окажете всевозможную поддержку семьям погибших".
Безусловно, про конкретные причины трагедии можно будет говорить лишь по окончании специального расследования. Но вот кое о чем, кроме самого факта катастрофы, мы просто обязаны начать говорить уже сейчас. "Правда.Ру" не раз обращалась к теме безопасности гражданской авиации не только в России, но и в других странах.
Но вот все дело в том, наша авиационная "история", пожалуй, самая "красноречивая". Не будем перечислять все катастрофы двух последних российских десятилетий (про СССР — история отдельная). Не будем также упоминать и количество погибших в них, дабы лишний раз не тревожить их память. Все это в изобилии есть в сети. Попробуем "зрить в корень".
В чем причины ахового(есть ли еще такие, кто с этим не согласен?) состояния нашей пассажирской авиации вообще? Где искать корень бед? Тут все без исключения эксперты опрошенные "Правдой.Ру", сходятся в одном: одна из главнейших причин именно российских авиакатастроф — это пробелы в профессиональной подготовке личного состава экипажей, которая во времена "новой России" вошла в некий штопор.
"Увы, нашу авиацию почти развалили, и это надо признать. Коммерческий интерес стал преобладать над инстинктом сохранения. Надо начать с восстановления Министерства гражданской авиации, которое бы взяло на себя создание документов, подбор кадров, их расстановку, — поделился своим мнением по этому поводу в телефонной беседе с корреспондентом "Правды.Ру" Заслуженный летчик гражданской авиации РФ Николай Лужин, который несколько десятилетий пилотировал авиалайнеры исключительно на дальних маршрутах. — Несколько лет назад министерским приказом было отменено единое специализированное "Наставление по производству полетов" — документ, который, без преувеличения, был написан кровью. Это был основной документ, по которому работала вся гражданская авиация. В итоге все авиакомпании стали работать кто во что горазд. Даже если мы начнем сейчас что-либо восстанавливать, мы достигнем результата советских времен только через 40 лет.
Состояние отрасли нынче — это как бы самолет, который находится в крене. Если будет нормальный командир, то мы вырулим. В этой сфере руководители должны быть профессионалами, с авиационным образованием. Но пришли дилетанты, и пошли проблемы. У некоторых руководителей, которые сейчас управляют нашими авиакомпаниями, какое угодно образование, только не авиационное, — сельскохозяйственное, финансовое. Это топ-менеджеры, которые не понимают, что такое летный или инженерный состав, как готовится самолет к полету, как обслуживается, зато хорошо разбираются в денежных потоках".
А вот мнение Заслуженного военного летчика СССР, Героя России, генерала армии в отставке Петра Дейнекина, которым он поделился с читателями в интервью главному редактору "Правды.Ру" Инне Новиковой:
— Увы, сейчас положение дел таково, что руководители некоторых авиационных компаний выступают с предложением нанимать на работу в качестве пилотов иностранных граждан. В свое время мы сами создали себе дефицит кадров, а теперь пытаемся в погоне за прибылью его компенсировать за счет найма граждан других государств, которых придется приучать к российскому небу. При этом мы забываем о том, что у нас тысячи мальчишек мечтают о небе.
Сейчас конкурс в летные училища — один к восьми, это достаточно высокий конкурс, поверьте. Здесь свою роль сыграло и то, что пилот — сейчас достаточно высокооплачиваемая профессия. Капитаны воздушных судов получают сейчас где-то более 300 тысяч. Но, поверьте мне, это заслуженные деньги. Пилот испытывает за штурвалом страшное психологическое напряжение, ведь у него за спиной находятся сотни пассажиров. И есть моменты, которые стоят нескольких лет жизни.
Но тут важна именно летная подготовка. На самом деле если человек не получил хорошую школу летной подготовки и не понимает, чем занимается, он не справится. Гражданский пилот также ценится тем, что он умеет летать в сложных погодных условиях.
Летчиков отбирают, в том числе и по тесту на психологическую устойчивость. По своим психофизиологическим данным только один из шести совершенно здоровых молодых людей может стать пилотом. В этой профессии нельзя быть трусом, нужно уметь принимать верные решения, брать на себя ответственность. Всегда нужно оценивать ситуацию таким образом, чтобы не загнать ни себя, ни воздушный корабль, ни пассажиров в какую-то ситуацию, из которой уже нет выхода.
И в профессии летчика есть еще один важный момент. Нужно быть личностью. В наше время этого как раз не хватает. И капитаны воздушных судов, и капитаны наших сухогрузов и танкеров перестали быть личностями. Это большая проблема. Если взять, например, случай с президентом Польши, когда самолет заходил на посадку под Смоленском, то пилоту было дано предупреждение о том, что аэропорт закрыт туманом и нужно лететь на запасной аэродром. Но поскольку над капитаном воздушного судна висел дамоклов меч увольнения, он побоялся принять в этой ситуации единственно верное решение. Какие у этого были последствия, мы все помним.
Поэтому очень важно, чтобы человек не только умел пилотировать машину, но и умел владеть собой. И это достигается только воспитанием человека как личности, которое у нас, к сожалению, за последнее время утеряно. Но будем надеяться, что все изменится к лучшему".
Мнение Заслуженного летчика гражданской авиации РФ, кандидата технических наук, доцента кафедры авиационных энергетических установок Николая Лаптева, пожалуй, почти совпадает с вышеизложенными. Вот что он сказал в телефонной беседе с корреспондентом нашего издания:
"Чтобы дать квалификационный комментарий этому случаю, нужно, конечно, сначала дождаться результатов официального расследования. Сейчас мы просто не знаем многих технических аспектов инцидента и полагаемся пока только на сообщения СМИ. Но какие-то общие рассуждения на эту тему, считаю, вполне возможны.
Вспомните аварию, которая произошла в 2011 году: ЯК-42 с целой командой замечательных спортсменов и их тренеров рухнул возле аэродрома под Ярославлем. Сколько версий гибели самолета выдвигалось после аварии? Тысячи! Но официальное расследование поставило все на свои места — ошибка пилотов… Сейчас приняты к расследованию две версии катастрофы в Казани: ошибка пилотирования и некий отказ технический.
Так вот: любая техническая неисправность — это в первую очередь недосмотр работников, которые готовят самолет к вылету, заправляют его, осматривают и тестируют двигатели, заряжают аккумуляторы бортового электропитания и так далее! И я бы говорил не только о качестве подготовки только пилотов, а о профессионализме всех без исключения аэродромных служб всех без исключения российских аэропортов! Да и состояние нашего отечественного самолетного парка давно уже критическое…".
Ну и в заключение — даже не для успокоения читателей, а справедливости ради. Авиационный транспорт в России, при всех его несомненных огрехах, считается все-таки самым безопасным. Даже безопаснее железнодорожного, а тем паче автомобильного — у нас в год на дорогах в ДТП гибнет до 30 тысяч человек. Но вот останется ли он таковым при нынешней системе подготовки и контроля летных кадров и аэродромных служб, да и при таком "раздолбанном" состоянии самолетов — большой вопрос…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.