В ближайшие годы в нашу страну должны вернуться около 54 тысяч соотечественников. Если в Калининградскую область приедут около четырех тысяч человек, в Тульскую область — 9125, то в Липецкую — намного больше 36 720, а в Бурятию — всего 300. Это декларируемые планы на бумаге, а как в реальности работает программа по переселению в различных регионах?
Переселенцам обещают помочь не только с работой и жильем, но и оказать всестороннюю информационную поддержку. Насколько продуманной является данная программа, то есть, как желающие о ней узнают и как смогут в ней участвовать, как переселенцам будут помогать с жильем и трудоустройством и из каких государств планируется привлекать соотечественников — обо всем этом можно прочитать на официальном сайте Федеральной миграционной службы (ФМС). Там же опубликована и сама Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
"Правда.Ру" решила обратиться за комментариями, поскольку писанное — это одно, а на деле зачастую получается по меткому замечанию покойного Черномырдина: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
Президент фонда "Миграция 21 века", экс-замдиректора ФМС РФ Вячеслав Александрович Поставнин в интервью "Правде.ру" сказал: "Такая программа действительно есть — и все заинтересованные лица о ней знают. Как в ней участвовать? Вот тут-то и начинаются вопросы, поскольку до конца не утверждены и не согласованы региональные программы. Сейчас этот процесс еще идет. В данный момент есть некоторая неясность: одни регионы принимают добровольных переселенцев, другие — нет. Когда-то начиналось с 12 регионов, сейчас их количество увеличилось до 50 или 60, что уже само по себе хорошо".
Читайте также: Мигранты заполонят российскую IT-отрасль
"Самое страшное, — продолжил Поставнин, — что люди не смогли в этом году стать участниками программы по добровольному переселению. Помимо положительного, что дает людям эта программа — получение гражданства, подъемные и т. д., есть еще узкие места. Самое "узкое место" — регистрация по месту жительства. Этот мощный барьер очень сложно стало преодолеть особенно после того, как началась борьба с так называемыми "резиновыми квартирами".
Не секрет, что эти "резиновые квартиры" создавало само ведомство миграционной службы и паспортные столы. Люди, грубо говоря, покупали регистрацию и получали гражданство, становясь участниками программы. Почему покупали регистрацию? У нас люди очень неохотно официально сдают жилье и делают регистрацию. Это такая советская психология… Люди боятся регистрировать, а как потом выписать и так далее. А в ФМС уперлись — только регистрация по месту жительства и это решение сразу же обрубило людской поток. Некоторым очень трудно получить регистрацию по месту жительства. Ведь купить жилье далеко не каждый может. Второй момент — бюрократические процедуры при сдаче документов. Ежедневно принимают довольно мало людей. Это плохо".
В конце беседы Вячеслав Александрович отдал должное Министерству Регионального развития: "Пока координатором была ФМС, поток переселенцев из-за всевозможных барьеров был маленький. Минрегионразвития постепенно снял эти барьеры. Сняли неэффективный барьер обязательного трудоустройства, поскольку часто людям предлагали дешевую работу и никто не соглашался ехать. Произошел резкий скачок. В Россию переехало, кажется, 60 тысяч соотечественников.
И это всего за один год, в то время как за предыдущие пять лет переехало такое же количество людей. Хотя, на самом деле, эти цифры тоже маленькие. С 1992 по 2002 год переехало примерно семь миллионов человек, по 70 тысяч в год. В свое время программа по добровольному переселению задумывалась как некий инструмент, позволявший бы заменить внешнюю трудовую миграцию переселенцами. Для такой программы должен быть репатриационный принцип, а не замещение трудовых ресурсов. В этом ее ошибка. Молодых мы возьмем, а стариков оставим. Что это за подход? В нее не включали бабушек и дедушек. Люди что, бросили бы своих стариков?!"
"Я не думаю, что Россия готова предоставить 54 тысячам наших соотечественников из ближнего зарубежья такое количество рабочих мест в соответствии с их квалификацией, — уверен член фракции Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", член комитета ГД по делам национальностей и член счетной комиссии ГД Руслан Георгиевич Гостев. — Тут возникает множество проблем. Проблемы материальные, технические, наличие рабочих мест, наличие квартир, в которые бы люди могли приехать. Квартир и домов нет — это абсолютно точно.
Нет, они есть, если деньги есть — приезжай да покупай! Но большинство русских, живущих в ближнем зарубежье — люди со стесненными финансами. Многие из тех, кто приехал к нам через год другой после развала СССР до сих пор не получили жилья. Знаю конкретный пример, когда не смогла найти работу доктор медицинских наук, профессор, приехавшая из одной из республик бывшего Союза. Помыкалась, покаталась по красавице великой России и вынуждена была уехать назад. У меня паршивое состояние в связи с вашим вопросом. Можете так и написать.
Я изучил порядка 20 государственных программ по решению тех или иных проблем. Скажу вам, великолепные программы! Чудо программы! Иногда слезы наворачиваются от умиления: какие мы хорошие и как мы стараемся. Но все дело в воплощении этих программ в жизнь. Есть программа, деньги под нее выделены, а ответственные органы, которые должны реализовать эту программу, не могут использовать даже часть тех выделенных средств. Все дело в глубочайшей бессовестности и безответственности. Есть грубое русское слово, которым можно назвать всю эту программу по добровольному переселению […], о которой мы говорим".
"Программа работает и достаточно успешно, — уверил "Правду.Ру" начальник отдела по проблемам переселения из Калуги, который пожелал остаться неназванным. — Люди приезжают и устраиваются на вакантные места, о которых они заявили в пожелании при трудоустройстве. Калужский регион не относится к числу приоритетных по расселению переселенцев, в отличие от Дальнего Востока, и все жилищные вопросы здесь решают исключительно самостоятельно. Если только у работодателей есть программы поддержки работников, в частности, компенсации кредитов при получении служебного жилья — только такие могут быть варианты".
Доцент кафедры экономики Благовещенского государственно педагогического университета, независимый бизнес-консультант Андрей Алексеевич Конюшок отметил: "В первую очередь нужно было найти место, где людям смогут предоставить жилье. В нашей сельскохозяйственной зоне много своих неустроенных и многие коренные обидятся, если пришлым станут давать жилье. Выбрали две территории: Свободненский и Магдагачинский районы Амурской области. К западу от Амура зона не очень населенная, хотя там раньше жили казаки и земли там, в принципе, неплохие, но крупных деревень там нет.
Наш губернатор выбрал сначала поселок Черняево, где стал давать переселенцам земли и ссуды в виде ипотеки на строительство жилья, предоставление длительных займов на развитие домашнего подворья. В тех местах можно держать лошадей, коров, коз, птицу. Но массового переселения в нашу Амурскую область не было. Порядка сотни семей за последние пять лет. Представители администрации, правительства Амурской области лет пять назад ездили в Северный Казахстан, где делали презентацию по переезду в нашу область, но большого энтузиазма это не вызвало. В основном у нас в области предоставляют возможность заниматься сельским хозяйством. В советское время мы были ядерным щитом Советского Союза и здесь не предусматривалось строительство крупных заводов и фабрик".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.