Эксперты министерства финансов РФ рекомендуют отменить запрет на курение в аэропортах: это ограничивает приток инвестиций в развитие авиаузлов и может сказаться на выборе пассажиров трансферного рейса между Европой и Азией. Также намечено отказаться от ограничений на продажу спиртного в магазинах беспошлинной торговли на территории аэропортов.
Что это? Очередное отступление от принятых мер борьбы с табачной зависимостью и пьяными дебоширами на борту или осознание простого факта, что одними запретительными мерами нельзя ничего добиться, а в финансовом смысле даже очень здорово проиграть?
Достаточно хотя бы раз побывать в открытой зоне любого российского аэропорта, чтобы увидеть сизый дымок, окутывающий, словно туман, стайки курильщиков. Да, на территории аэропорта закон действует, точно также, как он действует в метро. Но на всех открытых платформах столичной подземки курят? как и до принятия якобы строгих мер по ограничению курения. Продолжают курить в тамбурах электричек и на станциях. Многие наблюдатели и до принятия соответствующих законов предупреждали, что эти малые меры смогут заболтать, а потом и вовсе о них забудут. Потому что нельзя добиться ничего путного одними запретами или одними только разрешениями. Закон — это костыль, помогающий ходьбе, а вовсе не нормальная нога.
Читайте также: ВОЗ доведет россиян до собирания "бычков"
Среди собеседников "Правды.Ру" наблюдается редкое единодушие в осуждении такой рекомендации министерских чиновников, следующих на поводу у табачного лобби.
"Как-то смешно звучит эта рекомендация экспертов, — полагает Павел Петрович Иванов, главный редактор журнала "Авиапанорама", кандидат технических наук, член-корреспондент Российской академии космонавтики. — Вообще, не надуманная ли это причина? Я могу представить, что для заядлых курильщиков это действительно очень непопулярная мера, мягко говоря, потому что табак, табакокурение — сродни наркомании, только легкой. Естественно, что такое ограничение очень тяжело переносят заядлые курильщики. Кроме того, есть люди, которые вообще не признают никаких ограничений".
Следующее мнение — это не лекция о вреде курения для здоровья, о чем знает любой образованный человек. Это боль неравнодушного человека, переживающего за будущее российского общества, и призыв решить проблему не только правовыми методами, а в комплексе. Однако отступать от принятых, пусть и достаточно половинчатых, мер, ни в коем случае не следует.
Врач-нарколог, президент фонда "Нет алкоголизму и наркомании" Олег Владимирович Зыков размышляет: "Самое нелепое, когда общество в целом пытается сложную социально-психологическую проблему представить как некую схему и найти простые решения. Например, что-то категорически запретить. Касается это и курения табака, но в отличие от алкоголя, наркотиков или азартных игр, здесь больше вреда.
С моей точки зрения, это самый вредный наркотик. С никотином трудно бороться юридически, а касательно снятия стресса, он помогает в минимальной степени. Это даже не суррогатный способ решения психологических проблем, как применение других психоактивных веществ. Но вред никотин приносит чудовищный! Употребление табака просто не сопоставимо с вредом, наносимым другими психоактивными веществами.
Читайте также: Безалкогольное пиво доведет до алкоголизма
Даже приняв закон об ограничении табакокурения, мы все время отступаем и постоянно поддаемся на провокации табачной наркомафии. Для меня очевидно, что мы не смогли достичь того, что сделали, например, в Австралии, где запретили оригинальные пачки сигарет. С декабря прошлого года там продаются сигареты в совершенно одинаковой упаковке грязно-оливкового цвета, на которых название фирмы упомянуто между прочим. Это сразу же свело на нет конкуренцию между производителями табака. И сразу же на порядок снизило потребление табака среди австралийцев. У нас такое немыслимо. Из-за принятия гнуснейших, на мой взгляд, поправок к закону, мы не можем даже запретить рекламу в местах продажи табака! Все очень грустно".
Но похоже, что российских бизнесменов и чиновников мало волнует проблема здоровья населения, когда они говорят о прибыли. Они относятся к нам, как к пассажирам, летящим в один конец. Пускай он оставит свои кровные в аэропорту, а далее — fly away!
"Речь идет о небольшом сегменте рынка табака, сигарет и алкогольной продукции на крупных транспортных узлах, прежде всего в аэропортах. Насколько я понимаю, — сказал "Правде.Ру" аналитик по потребительскому сектору Максим Крягин, — для экономики аэропортов это действительно крайне важная статья доходов, поэтому такое решение вполне может быть принято". Однако конкретных цифр, свидетельствующих о грядущих сверхдоходах от нововведений, их авторы не предложили. А предварительные прикидки независимых экспертов показывают, что вряд ли прогнозируемая прибыль "на табаке" способна заменить полноценные инвестиции, привлекать которые хорошо бы более основательным и менее сомнительным с позиций морали способом.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.