В последнее время "Фейсбук" все чаще и чаще оказывается в эпицентре самых разных скандалов. Откровенная слежка за пользователями, передача информации о частных лицах спецслужбам, политические пристрастия. "Фейсбук" нарушает не только права человека, но и практику делового общения, о чем свидетельствуют судебные иски против этой популярной соцсети.
Некоторое время назад в ходе исследования проведенного в университете Кембриджа и центре компании "Майкрософт" (Microsoft Research Centre) выяснилось, что из "лайков" в Фейсбуке можно узнать о возрасте, поле, роде деятельности, образовании, национальной принадлежности, политических пристрастиях и даже о личности пользователя.
Не нужно даже говорить, кто твой друг, достаточно того, что пользователь сам нажал кнопку "Нравится". Во время исследований, проведенных под эгидой Американской академии наук, выяснилось, что неважно сколько раз пользователь лайкнет. Во время экспериментов количество кликов на кнопку "Нравится" колебалось от одного до 700 раз. Даже один случайный Like может многое сказать о кликнувшем на него. Казавшееся фантастикой еще вчера — стало достоянием дня сегодняшнего. "Фейсбук" — это эвфемизм для названия шпионящего за всеми нами "Большого брата".
Читайте также: Тоталитарный Facebook, прощай!
Потом проскочила информация о том, что "Фейсбук" делился информацией со спецслужбами. В блоге американской компании говорится, что за первые шесть месяцев 2013 года она получила от властей 74 стран около 26 тысяч подобных запросов, касавшихся 38 тысяч пользователей соцсети. Правоохранительным органам США потребовалось узнать данные относительно 21 тысячи пользователей. 79 процентов их запросов было удовлетворено. Следующими за ними в таком "некрасивом" рейтинге спецслужбам Индии потребовалось сделать примерно 3,2 тысячи запросов, информацию почти о двух тысячах подданных Ее Величества затребовала Великобритания. От российских властей "Фейсбуку" поступил один запрос об одном пользователе, но последовал отказ.
В мае и июне этого года, когда по Турции прокатилась волна протестов, именно "Фейсбук" передавал властям информацию о демонстрантах и протестующих. Как признал сам Facebook, в то время они получили 96 запросов относительно 173-х пользователей. В 45 случаях запросы были частично удовлетворены. По словам пресс-секретаря соцсети, они не вправе разглашать о ком конкретно делался запрос и в связи с чем, но вроде бы передаваемая властям информация никак не была связана с волнениями на улицах. Кстати, подобная практика отчетов (обещают, что они будут регулярными) о передаваемой спецслужбам информации — не волеизъявление администрации "Фейсбука", которую критиковали за передачу сведений американскому АНБ, это суровая дань сегодняшней действительности.
Читайте также: Нажми на кнопочку — и ты под колпаком
Помимо вторжения в личную жизнь, Facebook умудрился нарушить еще деловой этикет и правила бизнеса. Примерно 614 тысяч пользователей социальной сети "Фейсбук" получат компенсацию по 15 долларов каждый за появление их личных данных на рекламных объявлениях — в так называемых спонсируемых историях — Sponsored Stories. В 2011 году пять пользователей этой соцсети подали иск против "Фейсбука" на основании того, что их данные были использованы для продвижения продуктов и услуг через сайт Sponsored Stories без какой-либо оплаты или предоставления им возможности отказаться от участия.
В результате такой с позволения сказать деятельности калифорнийской фирмы появился спрос на отказ от пользования не только "Фейсбуком", но и вообще соцсетями. Спрос, как известно, незамедлительно рождает предложение. И они уже имеются в совершенно различных вариантах. Два американских студента из Массачусетского технологического института Роберт Моррис (Robert Morris) и Даниел Макдуфф (Daniel McDuff) разработали специальный прибор, который должен отучить людей от затянувшегося пребывания в социальных сетях.
Свой гаджет они окрестили Pavlov Poke, названный так по имени советского физиолога Ивана Петровича Павлова, создателя учения об условных рефлексах. Напомню, учение появилось на свет, благодаря экспериментам над собаками. Чтобы вызвать у подопытных животных негативную реакцию и закрепить соответствующий рефлекс, ученый использовал легкий удар током. Новое — это хорошо забытое старое, решили американские студенты и оснастили подставку для клавиатуры электродами. Когда пользователь открывает страницу социальной сети, то получает неопасный для жизни, но достаточно болезненный удар током. Однако избавиться от социальной сети можно абсолютно радикальным образом — начисто удалив свою учетную запись из всемирной паутины.
Двое английских разработчиков зарегистрировали новый сервис под названием Justdelete. me, который предлагает пользователям интернета удалить свой аккаунт на любом сайте или навсегда избавиться от странички в социальной сети. В зависимости от степени сложности удаления пользовательского профиля каждому интернет — ресурсу, включенному в список, присваивается определенный цвет. Зеленый означает, что удалить анкету в этой социальной сети легко и просто, желтый предполагает средний уровень сложности, красный цвет свидетельствует, что для удаления учетной записи необходимо обратиться в службу поддержки. Черный цвет означает, что удалить учетную запись на данном сайте невозможно.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.